Снимут ли моего сына с очереди на жилье, если его выписали с квартиры?

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «КМ Консалтинг» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся – супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Читайте также:  Что, если участковый бездействует?

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Основания снятия с очереди на улучшение жилищных условий.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ. Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории “малоимущие”.
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, “коммерческого” найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);
3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.
Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.
Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 Кодекса в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.
В императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 Кодекса). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 Кодекса).
Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.
По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:
– разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
– выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
– ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
– по решению суда;
– в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Что делать если сняли с очереди на жилье

Низкий уровень жизни заставляет граждан РФ становиться в очередь на улучшение условий проживания. Люди собирают множество документов, тратят время на общение с чиновниками и постановку на учет. Но в определенный момент человек может узнать, что его сняли с очереди на жилье. В такой ситуации он теряется в догадках и считает, что все надежды разрушены.

Ниже рассмотрим, что делать в таких обстоятельствах, к кому обращаться за помощью, и во сколько обойдется услуга. Разберем примеры судебной практики, позволяющие разобраться в причинах и последствиях. Отметим, что почти во всех случаях вина лежит на государственных органах и их представителях, которые превышают полномочия и нарушают требования законодательства. Но обо всем подробнее.

Основания для снятия с очереди

Распространенный вопрос среди граждан РФ — могут ли снять с очереди на жилье. Теоретически это реально, но для этого должны быть веские причины. Выделим основные:

  1. Получение земли под строительство дома. По законам РФ многодетные семьи вправе рассчитывать на участок под ИЖС. В дальнейшем земля подлежит приватизации. Если у семейства три и более детей, муниципальные органы не имеют права снимать с очереди.
  2. Переезд в другой город или государство. Сюда не входит перемена места жительства в столице РФ или СПб, а с 2014-го и в Севастополе. Иными словами, на вопрос, могут ли снять с очереди на жилье при переезде из Москвы или других населенных объектов федерального уровня, ответ отрицательный.
  3. Добровольное желание. Претенденты на недвижимость вправе оформить заявление и попросить исключить из перечня претендентов. Документ должен составляться по всей форме и с указанием реквизитов заявителя.
  4. Получение денег из бюджета. Если вас сняли с очереди на жилье, проанализируйте последние поступления от государства. Получение жилищного сертификата, оформление субсидии при ипотеке, возведении дома или ремонте квартиры влечет за собой аннулирование права на новую недвижимость.
  5. Улучшение условий проживания. Если во время нахождения в очереди у семейства изменились обстоятельства в лучшую сторону, к примеру, имеет место увеличение общей площади жилого помещения, позиция в очереди аннулируется. Ее занимают другие люди, имеющие более серьезные проблемы с жильем.

Дополнительные ситуации

Существует еще ряд моментов, которые могут влиять на решение:

  1. Предоставление неправдивых сведений. Нередко бывают ситуации, когда человека сняли с очереди на получение жилья из-за указания некорректной информации. Уполномоченные органы проверяют заявителя и при выявлении обмана могут вычеркнуть его из списка.
  2. Увольнение с работы. Иногда уполномоченные органы снимают с очереди на арендное жилье, если предоставление льготы планировалось со стороны работодателя. Увольнение сотрудника дает право приостановить этот процесс.

Нередко семью удаляют из очереди на жилье из-за создания ситуации, позволяющей претендовать на недвижимость. Что это значит? К примеру, пара продает единственную недвижимость, прячет деньги «под подушку», а после этого становится в очередь для улучшения условий. Такие действия запрещены. Но здесь нужно разграничивать ситуацию с отказом от наследования, ведь при таких обстоятельствах удаление семьи из списка претендентов является незаконным.

Как восстановиться в очереди

В случае произвола нельзя находиться в стороне. Если власти сняли с очереди на жилье необоснованно, необходимо восстановиться в правах.

Что потребуется

Успех мероприятия зависит от наличия под рукой инструкции, необходимых документов и правильности оформления исков. Ниже рассмотрим основные вопросы более подробно.

Перечень документов

Для начала разберитесь, могут ли власти снять с очереди на жилье и получение квартиры, и в каких случаях. Если пояснение не соответствует ни одному из законных оснований, приступайте к сбору документов. В пакете должны быть следующие бумаги:

  • паспорт РФ (копия)
  • чек о выплате пошлины
  • бумаги на квартиру (покупка, регистрация, изменение планировки)
  • справка из домовой книжки
  • доверенность в случае привлечения третьего лица
  • бумаги из соцзащиты, от работодателя, ВУЗа, тюрьмы, армии и т. д.
  • жалоба, оформленная в жилищный департамент (копия)
  • справка о снятии с очереди на недвижимость (копия)
  • медзаключение из больницы, если человек — инвалид
  • иные бумаги

Если снимают с очереди на арендное жилье или квартиру, список документации может быть немного иным.

Образец иска

В ситуации, когда уполномоченные органы нарушили законодательство, к примеру, сироту сняли с очереди на жилье или многодетную семью, необходимо защищать интересы через суд. Для этого оформляется иск с учетом требований ГПК РФ (статей 131 и 132). В заявлении должна быть такие данные:

  • название суда, где ведется разбирательство
  • ФИО истца, контактные данные и адрес
  • данные по стороне-ответчику
  • стоимость заявления (чаще всего 300 р)
  • наименование документа (в центральной части)
  • описание ситуации, к примеру, арендное жилье снимают с очереди и т. д.
  • указание статуса семейства, причин удаления из списка, данные о жилье и другие сведения
  • несогласие с ситуацией и обоснование причин
  • статьи и ссылки на нормы законов, которые были нарушены
  • просьба к судебному органу рассмотреть заявление и восстановить в очереди

В конце указываются приложения-документы, прописывается день заполнения искового заявления, а также ставится подпись с ФИО заявителя.

Пошаговая инструкция

Гражданам, принятым на учет, а в дальнейшем удаленным из списка по надуманным основаниям, необходимо действовать с учетом обстоятельств. Общий алгоритм такой:

  1. Получите справку об удалении со списка претендентов на недвижимость. Такие сведения поступают по e-mail или обычной почтой. Первый вариант возможен при подаче заявки через Интернет. При отсутствии уведомления отправляйте в учетный орган для получения извещения. Орган учета граждан обязан выдать документ в течение десяти суток.
  2. Уточните причину удаления со списка. Как правило, в роли основания дается ссылка на ЖК РФ (статью 56). Уже на этом этапе можно судить о законности принятого решения и определиться с защитой интересов в суде.
  3. Пишите жалобу на имя непосредственного руководителя. Отрицательный ответ должен быть в письменном виде, что позволяет приложить его к исковому заявлению.
  4. Заполните иск и передайте его в районный орган с учетом места прописки ответчика.
  5. Участвуйте в заседаниях суда и экспертной оценке, если это требуется.
  6. Заберите выписку из решения судебного органа. Копию можно забрать у секретаря.
Читайте также:  Как составить запрос на получения выписки из истории болезни?

Приходите в уполномоченный орган, пишите заявление и требуйте восстановления в очереди. Прежний номер претендента должен сохраниться за человеком.

Сроки и стоимость восстановления

У людей, снимаемых квартиру и стоящих в очереди на арендное жилье, а также на улучшение условий проживания, имеется 90 дней для подачи жалобы. Отсчет начинается с момента удаления субъекта из списка претендентов. Во избежание неприятных ситуаций сохранение места необходимо проверять ежегодно. После подачи искового заявления у судебного органа имеется до пяти суток на рассмотрение, а первое заседание назначается в срок до месяца. Это время используется для сбора доказательств и привлечение юриста.

Стоимость восстановления зависит от привлечения к работе адвоката. Оплата пошлины составляет 300 р. Это обязательный платеж. Цена услуг юриста может составлять от 30-40 тысяч рублей и выше.

Примеры из судебной практики

При рассмотрении вопроса, могут ли снять с очереди на жилье, необходимо исходить из особенностей судебной практики. Суды ориентируются на следующие моменты:

  1. Отказ от наследования не является причиной для удаления из списка претендентов на жилье.
  2. Улучшение материального положения семьи может привести к отказу в рассмотрении иска.
  3. Если на одного человека приходится меньше 10 квадратов площади, суд пойдет навстречу заявителю.
  4. При снятии с учета из-за садового домика проводится экспертиза на факт пригодности объекта для проживания.

Рассмотрим пример. В одном из районов Москвы изучалась ситуация семьи, которую сняли с учета из-за отсутствия необходимости улучшения условий. Семья владеет двумя квартирами, которые принадлежат дедушке и брату. Но истец и дети не зарегистрированы в недвижимости и не живут в ней. При этом суд признал решение о снятии с очереди неправомерным.

Возможные проблемы и нюансы

Главные трудности возникают на этапе сбора документов и подготовки искового заявления. Истец должен понимать могут ли уполномоченные структуры снимать с очереди на жилье, и что делать, если они уже сняли (убрали вас из списка претендентов на жилье). Успех процесса зависит от доказательной базы и пакета бумаг, имеющихся в распоряжении. Чтобы избежать отказа, лучше привлечь юриста. Он поможет собрать бумаги о праве собственности, подготовить иск и подготовить доказательства против действий государственных структур.

Ответы на частые вопросы

В завершение приведем вопросы и ответы, касающиеся неправомерного снятия с очереди. Базовые моменты:

  1. Могут ли снять с очереди, если оформлена ипотека? Если причиной постановки на учет являлись плохие условия проживания, жилье не дадут.
  2. Могут ли власти снимать с очереди, если мне подарили землю за городом? Этот момент не является причиной для удаления из списка претендентов на имущество.
  3. Мы рассчитывали на недвижимость по программе Молодая семья, но спустя два года разорвали арендный договор и купили жилье. Снимут ли с учета? Да, в таких случаях в очередь будут включены люди, которые больше нуждаются в квартире.

Нередко возникают трудности, если человек арендует квартиру, а его снимают с очереди из-за наличия арендного жилья. Как правило, такие действия неправомерны. Существуют и другие вопросы, связанные с удалением из списка претендентов на жилье, но каждый вопрос решается индивидуально.

Вывод

Имея под рукой приведенную инструкцию, вы сможете защитить интересы и восстановиться в очереди. Это реально, если уполномоченные органы нарушили права и исключили из перечня незаконно. Чтобы повысить шансы на успех, лучше привлечь к работе квалифицированного юриста. Он помогает на всех этапах и озвучивает вероятность выигрыша уже на начальном этапе разбирательства.

Помощь юристов в случае снятия с очереди на жилье

Какие документы подготовить и нюансы при проверке критериев на получение жилья можно уточнить у наших дежурных юристов. Заполните форму ниже и получите бесплатную консультацию по интересующему Вас вопросу.

Что можно сделать если сняли с очереди на получение жилья

С недавних пор граждане Российской Федерации стали сталкиваться с проблемой, касающейся жилищного вопроса. В частности это коснулось массового снятия людей с очередей на получение жилья. Мотивировалось это тем, что многие граждане, которые стояли в очереди просто не нуждаются в том, чтобы условия проживания были лучше. Основания, тем не менее, совершенно не понятны до сих пор, но проблем это принесло невероятное количество.

Граждане сразу же стали решать такую проблему, каждый делал это по-своему. Так, например, один из граждан прошел целую процедуру со своими порядками и условиями, чтобы встать на очередь. Более 10 лет он стоял на очереди и тут приходят эксперты, которые дают оценку жилищных условий. Через некоторое время ему приходит письмо о том, что он был снят с очереди. Более десятилетия человек ожидал новой квартиры, и вот когда время наступило, ему просто отказали. Как же поступить в данной ситуации? Можно ли посчитать действия законными?

Законно ли снимать с очереди?

Разберем, какие существуют законные основания для того, чтобы снять лицо с очереди. Так как вопрос последнее время становится все более острым, оперимся на закон, чтобы человеку было чем апеллировать государственным органам. Если вы больше не находится в списке очереди на получение нового жилья, но попробуем разрешить эту ситуацию.

Итак, реально законными обстоятельствами отказа могут служить:

  • Лицо приобрело жилье или другое имущество суммой более чем 500 тысяч рублей;
  • Лицо выехало за территории Российской Федерации, либо сменило постоянное место жительство, переехав в другой субъект;
  • Был подписан договор социального найма, либо заключена безвозмездная сделка (договор дарение, наследство);
  • Была предоставлена заведомо ложная информация, касающаяся жилищных условий;
  • Лицо смогло получить субсидия;
  • Лицо скрыло другие источники доходы;
  • После отстаивания в очереди недвижимость была получена и др.;

Сделаем пару ремарок. Во-первых, если вы переехали в другой субъект Российской Федерации, то вы можете опять встать на очередь, обратившись в местный отдел помощи населения. Во-вторых, если вам приводят незаконные основания, либо вообще их не приводят, то можно подавать заявление на восстановление в списках очередей.

Порядок восстановления лица в списках очередей на недвижимость

Если вами было получено уведомление о том, что вы были сняты с очереди, то в первую очередь лучше всего пойти в какую-либо юридическую контору, которая поможет вам консультацией. Дело в том, что дать универсальный совет в статье невозможно, так как каждая ситуация может быть довольно специфической и подходить к ней нужно индивидуально. Но зато консультант сможет проверить, законно ли данное основание или нет и подскажет, что делать. Если все-таки какие-то идеи, то необходимо будет составить иск о том, что ваши права были нарушены. Подать такую жалобу можно на протяжении трех месяцев с того момента, как была получена данная жалоба. Если будет выявлены какие-либо нарушения, то наши шансы на успех существенно вырастают. Если вы не сможете обратиться в срок, то, к сожалению, потом восстановить будет невозможно свои права, а ваши жалобы будут просто отклоняться.

Помощь юриста не повредит и при обращение в государственные органы, обычным людям постоянно все приходится объяснять, после чего еще и получаются неправильно оформленные документы. Чтобы этого избежать, лучше воспользоваться юристом, который уже связывался с этими органами, а также знает суть проблемы. Да и шансы на успех с юристом действительно выше, нежели самостоятельно.

Проблему стоит рассматривать многоаспектно, а значит государственные органы могут и оказаться правы. Так, например, бывают случаи, когда люди умышленно ухудшают свои условия для проживания для того, чтобы государственные органы выдали новую квартиру. Также нередко лица оформляют жилье, счета на других лиц, что тоже является неправильным. Если все это прояснится, ток вычеркнуть вас из очереди не составит труда, да и восстанавливать вас никто не рискнет.

Сам по себе факт снятия с очереди на повышение жилищных условий – очень не приятен, учитывая тот факт, что вы реально живете в плохом доме и у вас есть нужда в улучшении жилья. Как только лица получают уведомления, наступает паника, которая мешает оперативно и адекватно принимает решение. Еще раз обратим внимание, что если вы во всем сомневаетесь, то лучше обратитесь к юристу, он подскажет что можно сделать в данной ситуации, предложит разные варианты решения проблемы.

Следуя всем советам и рекомендациям, вы действительно сможете восстановить свое право на получение жилья. Но не стоит нарушать закона и упускать сроки. Мы знаем, как вам помочь. Первичная консультация совершенно бесплатна и ни к чему вас не обязывает, поэтому в принципе вам не нужно волноваться, без сомнений обращайтесь и получайте грамотные ответы на все интересующие вас вопросы, а также содействие по достижению желаемого результата. Восстановиться в очереди возможно, если вы действовали законно, в любом случае у вас есть несколько вариантов решения проблемы.

Важно! По всем вопросам восстановлении на очереди по получению жилья, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Юристы по жилищным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Снятие с очереди на улучшение жилищных условий в 2020 году

Основные причины снятия с очереди на улучшение жилища

Любой гражданин, получив статус нуждающегося в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), может встать на учет в целях улучшения жилья сообразно ст. 55 ЖК РФ.

Данное право сохраняется за ним, пока не наступит (и не будет выявлено) хотя бы одно из оснований, согласно которому его могут снять с очереди на улучшение жилища. Полный перечень таковых определен ст. 56 ЖК РФ.

Основные причины снятия с учета

(сообразно ст. 56 ЖК РФ)

Пояснения
По инициативе самого малообеспеченного лицаУчет очереди прекращается при подаче надлежащего заявления
При потере оснований, согласно которым малообеспеченный гражданин был поставлен на учетЧаще всего в этом качестве выступает потеря статуса малоимущего либо нуждающегося
Бюджетное субсидирование на покупку либо постройку жильяУчитываются средства бюджета, которые выданы нуждающемуся лицу для строительства (обретения) жилья от местных органов и госвласти
ПереселениеИсключение: смена места жительства в пределах федеральных городов (речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
Обретение земельного участка под строительство жильяУчитывают земли, полученные от государственной (местной) власти.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

К многодетным семьям это основание не относится

Ложные сведения, представленные при постановке на учетСюда же причисляют нарушения, незаконные действия должностных лиц, которые ставили на учет

При обнаружении перечисленных обстоятельств снятие с очереди производится в течение месяца. Принятое решение оформляется письменно, как извещение. В нем указывается основание снятия с учета и ссылка на статью закона.

Готовое извещение уполномоченный орган обязан донести до адресата на протяжении трех дней.

Обзор судебной практики

Нередко снятие с очереди на улучшение жилья производится по причине выявления ложных сведений, которые были представлены перед постановкой на учет. Чаще всего среди них оказываются искаженные сведения о состоянии здоровья, незаконно оформленная справка, удостоверяющая неимущее (малообеспеченное) положение заявителей.

По сути если размер заработка на одного человека превышает уровень, определенный для малообеспеченных, то финансовое положение семьи считается улучшенным (ст. 49 ЖК РФ). Тогда основание, сообразно которому ставили на очередь, утрачивается. Обозначенная норма распространяется на тех очередников, кто встал на учет после 1.03.2005.

К сведению, действиями, которые повлекли ухудшение жилищных условий, могут считаться:

  1. Изменение состава семьи, в том числе вследствие развода супругов.
  2. Заселение других лиц.
  3. Судебное отселение граждан по причине нарушения условий договора по пользованию жильем.
  4. Выделение доли собственниками и др.

Ухудшение условий проживания (уменьшение жилплощади) увязывается не со всеми действиями без исключения, а лишь с теми, которые стали причиной возникновения нуждаемости в жилых помещениях.

Вместе с этим, к примеру, заселение несовершеннолетнего к родителю, отказ одаряемого от дара, признание судом сделки с жильем недействительной и т. п. таковыми не являются. Следовательно, данные действия могут стать причиной для отказа в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилья.

Названые стандарты ЖК РФ касаются и молодых семей. Судебная практика показывает, что не является улучшением жилищных условий вступление в брак с гражданином — собственником квартиры, если вступающий в брак (не собственник) там не живет, не зарегистрирован, на улучшение жилища не рассчитывал.

При этом улучшение материального положения, покупка нового жилья, обмен имеющегося рассматриваются как автономное решение жилищного вопроса. Соответственно, по факту данные действия являются основанием для снятия молодой семьи с очереди.

Ошибочное суждение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий

Малоимущую семью при получении наследства с учета не снимают

СитуацияПравильное применение норм ЖК РФ к обозначенной ситуации
Семью могут снять с очереди на улучшение жилья, если хоть один из ее членов выпишетсяС очереди снимут только при условии, что после выписки члена семьи квадратные метры жилого помещения (из расчета на одного жильца) будут соответствовать норме
Если фактически принятое наследство (автомобиль, вещь, дом, иное) значительно улучшает материальное положение малоимущей семьи, то ее с очереди снимут
При оформлении ипотеки на строительство жилья семья, нуждающаяся в улучшении жилища, не теряет свой статус и очередьИпотека — государственная материальная поддержка.

Если нуждающаяся семья выбрала этот вариант помощи, то предыдущий (постановка на учет для улучшения условий проживания) исключается.

Т. е. семья автоматически снимается с очереди

Экспертное разъяснение к вопросу о мерах господдержки по части улучшения жилищных условий

К таковым относятся:

  1. Ряд региональных программ для молодых специалистов, граждан, нуждающихся в улучшении жилья, целью которых является исключительно решение жилищных проблем («Свой дом», « Меры соцподдержки молодых специалистов и др.).
  2. Предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям, в том числе под строительство жилья (ФЗ № 138 от 14.06.2011).

Подробно — в ответах на вопросы пользователей (Минстрой РФ, официальный сайт).

Пример 1. Прекращение учета по причине переселения в соседний регион

Малышевская В. Л. и члены ее семьи числятся в очереди на улучшение жилищных условий уже год. Вся семья собирается перебраться в скором времени в соседний регион к близким родственникам.

Сообразно ст. 56 ЖК РФ возникший претендент означает, что Малышевскую В. Л. вместе с семьей должны снять с очереди, т. к. речь идет о переселении именно в другой регион. Если бы они переселялись в пределах области, то очередь бы за ними сохранили.

Процедура прекращения учета требует написания соответствующего заявления и подачи его в орган, который ставил Малышевскую и ее семью на учет по улучшению жилищных условий. При составлении заявления может использоваться следующий формат обращения.

Пример 2. Прекращение учета по причине изменения численности семьи

В коммуналке (14 кв. м.) зарегистрированы двое: муж и жена. Оба состоят на учете по улучшению жилища. Комната, где они совместно проживают, делится между ними долями, т. е. каждому принадлежит по ½ доли. Супруги собираются зарегистрировать у себя в коммуналке своего совершеннолетнего ребенка.

Применительно к данной ситуации нормы ст. 55 и ст. 56 ЖК РФ устанавливают следующее:

  1. Ст. 55 гарантирует им право сохранения очереди.
  2. Ст. 56 свидетельствует о том, что изменение численности семьи не является основанием для прекращения учета.

Регистрация ребенка в коммуналке будет осуществляться после постановки на очередь. Следовательно, данный факт не может рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий.

Как показывает судебная практика, снятие с очереди производится, если граждане осознанно, целенаправленно ухудшили условия до постановки на учет в качестве нуждающихся (ст. 53 ЖК РФ).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Можно ли возобновить свою очередь на улучшение жилья после снятия с очередности и как?

Можно, если человека сняли с очереди с нарушением закона. Восстановлением занимается районный суд. Следует подать туда исковое требование, приложив к нему документы, доказывающие неправомерность действий ответчика. Делать это необходимо в первые три месяца после получения на руки извещения о снятии с учета.

Вопрос №2: Могут ли снять с учета при наличии дачи?

Могут, если специально созданная «оценочная» комиссия определит, что дом дачного типа пригоден для проживания, а именно:

  • строение зарегистрировано надлежащим образом, имеет адрес;
  • дом со всеми удобствами и необходимыми коммуникациями (есть водопровод, канализация, а не только печное отопление);
  • метраж помещений соответствует требуемым нормам;
  • наличествует соответствующая инфраструктура и др.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

В каких случаях снимают с очереди на квартиру сироту?

Здравствуйте. Мой муж сирота. Я тоже. Я не стою на очереди, т.к. у меня есть доля у бабушки. Он стоит на очереди уже несколько лет, его постоянно сдвигали назад. У меня так же имеется земельный участок 5 соток за городом, на нём мы ещё до брака построили времянку, с расчётом в дальнейшем построить дом. Там же и живём сейчас. Беда в том, что мы повелись на какую-то дачную амнистию и оформили на меня этот домик. Теперь его сняли с очереди, т.к. у жены (у меня) есть доля в деревне и этот домик. Сказали: раз крыша над головой есть, значит не нуждающийся. И прокурор был того же мнения. И их не волнует, что условий нет для постоянного проживания. Но на него-то ничего не записано? Как быть? Разве за это должны снимать с очереди?

Отвечает
Погодина Светлана Николаевна Юрист

Здравствуйте, для ответа на ваш вопрос необходимо знать в качестве кого был поставлен в очередь ваш муж. В качестве ребенка-сироты, нуждающемся в жилье, либо в качестве гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий. В первом случае – подайте в суд исковое заявление О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ Вам ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ по договору социального найма. Ответчиком будет выступать орган местного самоуправления.

Ваше право на жилое помещение закреплено в следующих нормативно-правовых актах:

– Подпункт 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которому, ВНЕ ОЧЕРЕДИ ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ по договорам социального найма ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ ДЕТЯМ-СИРОТАМ и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ПО ОКОНЧАНИИ ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) , а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

– абзац 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» , согласно которому ДЕТИ-СИРОТЫ и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством) , НЕ ИМЕЮЩИЕ ЗАКРЕПЛЕННОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ОБЕСПЕЧИВАЮТСЯ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В преамбуле Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указано:

«Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа В ВОЗРАСТЕ ДО 23 ЛЕТ» .

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Поэтому ДОСТИЖЕНИЕ лицом ДВАДЦАТИТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ВСТАВШИМ (поставленным) НА УЧЕТ в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, НЕ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ЛИШЕНИЯ ЕГО ГАРАНТИРОВАННОГО И НЕРЕАЛИЗОВАННОГО ПРАВА НА ВНЕОЧЕРЕДНОЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЖИЛЬЯ, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа во внеочередном предоставлении ему жилья по договору социального найма не является. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2006 г.). Во втором случае – надо собрать документы, чтобы Вас поставили на очередь. Узнайте, какова норма площади для постановки на учёт. Упирайте на малую площадь и отсутствие удобств. Если Вы сделаете всё правильно, а Вам откажут – берите письменный отказ и идите в суд.

Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма

1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях

1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

6. Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях

3) Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений.

Читайте также:  С чего начать расторжение договора?
Ссылка на основную публикацию