Как быть, если отказали в участке?

Отказали в предоставлении земельного участка

Отказ в предоставлении земельного участка по заявлению заинтересованного лица на практике явление нередкое. Основания перечислены в статье в 39.16 ЗК РФ. Их насчитывается порядка 25 пунктов. Постараемся разобраться, почему заявителю поступает отказ, а также – как оспорить.

Общие положения

Законодатель устанавливает, что основания, указанные в статье ЗК РФ, имеют объективный характер. Как правило, отказ связан с тем, что земельные наделы ограничены в обороте или с исключительными правами на них третьих лиц на их покупку. Кроме того, с намерением использовать земельный надел для государственных или местных нужд. Это основание подтверждается пакетом бумаг:

  • документом, отражающим территориальное планирование;
  • инвестиционными программами;
  • документом по планировке территории.

Кроме того, обратимся к положению N171-ФЗ, к статье 34, п.1. В ней указано, что участок, чьим собственником выступает государство, по принятому решению о месте размещения надела (до 01.03.2015) не может быть предоставлен без проведения торгов.

Дополнительно, решение о предоставлении земельного участка без торгов может быть принято на региональном уровне, в соответствии с законами, принимаемыми на определенной территории. До 1 января 2020 года региональные власти могут отказать в предоставлении земли без осуществления торгов. Основаниями служат акты, принятые ими до 1 января 2016 года.

Конкретные основания: почему отказывают

Рассмотрим несколько оснований:

  1. Заявление подает лицо, которое не обладает правом на приобретение земли без участия в торгах.
  2. Заявление подает лицо на участок, который предназначен для нужд оборонной промышленности, безопасности российского государства.
  3. На территории, в отношении которой было подано заявление, находятся объекты, принадлежащие государству или местным властям и отнесенные к незавершенному строительству.
  4. Участок изъят из оборота.
  5. ВРИ не соответствует будущим целям использования земли.
  6. Земля требует уточнения границ и т.д.

Не продление арендных отношений

На практике, землю отдают в аренду на долгий срок: от 5 до 10 лет. После окончания действия договора арендаторы могут приватизировать участок или пролонгировать предыдущие отношения во времени. Второй вариант актуален в случаях, когда земля не может быть выкуплена арендатором, исходя из положений закона. Например, участок располагается около береговой линии.

Отказ в пролонгации отношений в связке арендодатель – арендатор, это иные случаи. Они предусмотрены законом. В частности:

  • арендованное имущество используется не по назначению, изначально указанному в договоре;
  • арендатор не следит за участком, состояние земли значительно ухудшилось;
  • лишение льгот арендатора;
  • несвоевременное оформление документов на оформление земли.

За календарный квартал, предшествующий истечению срока арендных отношений, уполномоченный орган местных властей обязан отправить арендатору оповещение о необходимости продления соглашения между ними. Игнорировать сообщение нельзя. Если это произошло, арендатор может лишиться своего статуса. Если государство предоставило надел на основании льгот, человек их утратил, он может лишиться права на бесплатную приватизацию в дальнейшем.

Пролонгация арендного договора с целью завершить возведение дома происходит единожды и максимум до 3 лет.

Форма отказа

Местные или региональные органы власти по заявлению от гражданина принимают решение в течение 30 дней. После этого они выносят один из двух вариантов решений: отказ или одобрение. Причины отказа могут разными: от серьезных, не требующих оспаривания, до мелких недочетов в документах. Если имеет место второй вариант, заявление возвращается до устранения недостатков.

Чтобы отказ не был вынесен из-за проблем в документах, законодатель установил в статье 39.17, п. 1 реквизиты верно заполненного заявления:

  1. Данные о заявителе: фамилия, имя, отчество.
  2. Паспортная информация.
  3. Кадастровый № земли.
  4. Основания, по которым земля может быть отдана без проведения аукциона.
  5. Цель получения земли.
  6. Если имело место согласование при заключении арендного договора, № согласования.
  7. Телефон заявителя.

Отказ от муниципальных органов составляется письменно. Решение должно быть мотивированным, в частности, по статье 39.17, п. 5 ЗК РФ, в нем можно отразить причины, которые перечислены в статье 36.19 ЗК РФ.

Что делать при отказе

При получении решения от уполномоченных органов нужно проанализировать его законность. Если отказ произошел из-за отсутствия оснований на получение земельного участка без торгов, то у человека есть два варианта:

  • арендовать земельный участок за оплату и принять участие в аукционе;
  • доказать, что основания на бесплатную аренду имеются: но это уже решает суд.

Отказ может поступить из-за того, что превышен лимит максимально ожидаемой площади земельного надела. В этом случае, параметр габаритов участка подлежит корректировке. Арендатор при этом должен основываться на нормативах, которые приняты для земли в данном регионе.

Если возникли проблемы с определением границ земельного надела, то такое происходит из-за того, что заявитель не проходил первичное согласование арендного договора. Порядок оформления следующий: в интересах арендатора добиться такого согласования. После этого обратиться к услугам специализированных фирм и заказать геодезические работы по определению границ. Для этого необходим кадастровый паспорт.

Отказ в предоставлении земельного надела – это не приговор. Закон наделяет правом граждан требовать от уполномоченных государством органов предоставления в аренду участков для разных целей. Например, для строительства, фермерства, огородничества, садоводства, ИЖС. Если заявитель получает отказ, он в состоянии устранить причины, послужившие этому. А также обжаловать его в суде.

Как быть если отказывают в предоставлении земельного участка?

Здравствуйте! У меня трое деток, первый от первого брака. Сдали документы на получение земельного участка пришел отказ в связи отсутствием копии паспорта бывшего мужа. Дело в том что он даже если попросишь, может и не дать, а также связи у меня с ним нет. Предоставлены документы копии свидетельства о расторжении брака, а также свидетельство о заключении брака с нынешним мужем. И все равно присылают отказ. Что делать в данной ситуации. Заранее спасибо.

Ответы юристов ( 2 )

Олеся, здравствуйте! Отказывают устно или письменно?

Чем мотивируют? На основании какого нормативного акта они требуют копию паспорта отца ребенка?

Могу прикрепить файл письменного отказа, как будет отсканировано. Пишут там что необходимы копии документов, удостоверяющих личности каждого родителя для запроса сведения из Единого государственного реестра об отсутствии у этого родителя зарегистрированых прав на земельные участки. Хотя я не пойму для чего. Я с ним же не в отношениях.

Конечно, лучше всего отвечать на вопрос, имея перед глазами источник.

Это первый отказ, второй еще не забрала с МФЦ, но позвонили также требование копия паспорта бывшего мужа, отца первого ребенка

Прочитала я Ваш местный закон, на который ссылается ваша Администрация — требования о предоставлении паспорта отца ребенка там нет.

Вот ссылка на этот закон:

Требуют они копию паспорта для того, чтобы сделать запрос в Росреестр на предмет наличия у отца ребенка недвижимости.

Боюсь, что это замкнутый круг: требовать паспорт как таковой они не могут, но без его копии им не сделать запрос в Росреестр, а это обязательное действия для принятия решения о постановке вашей семьи на учет для получения земли.

А если нет связи с бывшим супругом, где мне взять эту копию?

На первой странице письма Администрация пишет, что «а также копии документа (документов), подтверждающего фамилию, имя, отчество, дату рождения другого родителя». Попробуйте предложить им свидетельство о рождении Вашего ребенка, так есть ФИО отца. Может, такой вариант «прокатит»? Или найдите еще какие-нибудь документы, где указана дата рождения родителя.

Пойдите и просто по-человечески попросите войти в Ваше положение. Другого варианта не вижу.

Хорошо, Спасибо большое за помощь!

Желаю Вам успеха в получении земельного участка и поменьше бюрократических проволочек!

Здравствуйте. Обратитесь письменно. Достаточно тех документов которые вы предоставили

ЗК РФ, Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
КонсультантПлюс: примечание.
Об особенностях предоставления земельного участка см. Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

2. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Как поступить, если пришел отказ в приватизации участка

Можно ли что-то сделать, если отказали в приватизации земельного участка? Вообще, на каком основании власти вправе выносить отказ? Именно такими вопросами задаются люди, которые никак не могут реализовать свое право на приватизацию земли. В этой статье разберемся в причинах отказа, вариантах их оспаривания. Также объясним, почему следует спешить с приватизацией и обжаловать отказ в обязательном порядке.

Основания для отказа в приватизации участка

Земельным законодательством предусматривается строго определенный перечень оснований для отказа в приватизации земельного участка (далее – «ЗУ»).

  1. Участок расположен в красных линиях. То есть он располагается на территории общего пользования (включая лесопарковые зоны), в том числе в пределах ЛЭП, коммуникационных сетей связи, трубопроводов, железных, автомобильных и пешеходных дорог, проездов и проходов.
  2. ЗУ полностью или частично расположен в природоохранной зоне. Это может быть территория заповедника и пр.
  3. Участок располагается в зоне, которая в недалеком будущем будет отнесена к особо охраняемым или подвергнута реорганизации.
  4. ЗУ частично или полностью располагается на территории частного владения физического или юридического лица.
  5. На участок или зону его расположения наложено ограничение или исключение из оборота.
  6. ЗУ располагается на территории земель, входящих в государственный резервный перечень и может потребоваться для реализации государственных (муниципальных) проектов.
  7. Участок запрещен к выкупу, иной передаче в частную собственность действующим федеральным законом или муниципальным правовым актом.
  8. На участке возведена незаконная постройка.

Это предельный перечень оснований для отказа. При этом основания, по которым отказывают в приватизации квартиры (о них читайте здесь), в данном случае действуют лишь частично:

  • гражданин однажды уже приватизировал ЗУ;
  • участок не имеет определенных границ (о межевании можно узнать здесь);
  • не соблюдение формальных требований к приватизации (участок ранее не передавался гражданину);
  • отсутствуют определенные документы, необходимые для приватизации участка;
  • не соблюдение регламента приватизации (о нем можно узнать из этой статьи).

Оспоримые основания для отказа в приватизации ЗУ

Но чиновники не ограничиваются перечнем оснований для отказа, который определен действующим законодательством. И довольно часто выносятся неправомерные отказы, которые, тем не менее, формально могут быть истолкованы как обоснованные. Чаще всего люди, желающие приватизировать надел, сталкиваются со следующей отказной мотивировкой.

  • Недостаточно документов. Определенные бумаги могут быть утеряны или пришли в негодность. Органы, которые ответственны за них, могут быть уже расформированы, а архивы пропасть. Но при этом забывается, что чиновники в ряде случаев обязаны самостоятельно делать необходимые запросы.
  • Ошибки в обработке сведений из отчетной документации. В итоге наблюдается расхождение между сданными документами и данными, которыми располагает муниципалитет. Несмотря на явную ошибку муниципалитета или 3-х лиц, «виновником» объявляется человек, желающий приватизировать ЗУ.
  • На участке расположены незаконно возведенные строения. При этом власти не учитывают капитальность постройки. Ведь некапитальные конструкции не являются основанием к отказу в приватизации.
  • Имеется задолженность по налогам, перед коммунальщиками. Это, как и в случае с квартирой, не может рассматриваться как основание для отказа в безвозмездной передаче земли на основании приватизации.
Читайте также:  Как быть, если отказали в предоставлении земельного участка?

Что делать, если отказали в приватизации участка

За отказом в приватизации участка часто следует несогласие человека, собиравшегося обрести право собственности на обрабатываемый надел. Но можно ли как-то оспорить вынесенное муниципалитетом решение? При наличии оснований – вполне реально. Вариантов 2 – досудебное обжалование решения, либо обращение в суд. Рассмотрим оба варианта.

Досудебный порядок обжалования отказа в приватизации ЗУ

Жалоба составляется на тот орган, который вынес необоснованное решение. В тексте обращения необходимо указать:

  • обстоятельства дела – кто, куда и с какой целью обратился, и что случилось в итоге;
  • обоснованность претензий – почему заявитель считает вынесенное решение в отказе в приватизации ЗУ необоснованным;
  • конкретные требования.

Важно! К обращению прикладывается ответ на заявление о приватизации земли.

Жалобу проще всего направить в прокуратуру. Это избавит от лишней мороки, связанной с определением вышестоящей инстанции. Прокуратура обязана провести проверку по факту обращения, и при выявлении несоответствия законодательству, вынести предписание об устранении нарушений.

Но чаще всего ответом будет стандартная «отписка». И в таком случае «приватизатору» остается либо пойти вверх по инстанции (пожаловаться на прокурора), либо обратиться в суд.

Как в суде обжаловать отказ в приватизации земли

По факту отказа в приватизации ЗУ необходимо подать исковое заявление в районный суд по местонахождению участка (исключительная подсудность). Иск составляется по правилам ст. 131 ГПК РФ (об этом читайте здесь). Но в теле иска нужно указать:

  • обстоятельства дела – по сути, то же самое, что и при составлении жалобы;
  • ссылка на вынесенный отказ и отсылка к приложениям (решение муниципалитета прикладывается к иску);
  • аргументированная позиция истца, со ссылками на имеющиеся документы и нормы законодательства;
  • конкретные требования о передаче земли в собственность истца.

Важно! К исковому заявлению обязательно прикладываются все документы, связанные с приватизируемой землей.

Почему отказ в приватизации обязательно нужно оспорить

К сожалению, мы живем в несовершенном мире. И за отказом в приватизации ЗУ может стоять вполне приземленный расчет – передать огромную территорию в собственность 3-го лица, которое решит построить на ней очередной жилой комплекс или коттеджный поселок.

Именно поэтому нужно тщательно проверить аргументацию муниципалитета и при наличии малейших нестыковок требовать передачи земельного надела, в том числе и через суд. И лучше доверить это дело юристу, который установит законность вынесенного решения и подскажет, как правильно поступить в сложившихся обстоятельствах. Подробней о юридической помощи в приватизации можно узнать в этом материале.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

ОТКАЗАЛИ! ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК МНОГОДЕТНЫМ. ВОПРОС.

Девочки, может, кто знает!? Подавала документы на участок в нашу местную администрацию, мне пришел отказ! Обьяснили тем, что мой муж якобы уже пользовался данной услугой. Хотя мы в браке почти два года, многодетная именно я, так как сын от первого брака МОЙ, а не мужа и заявитель тоже я, за время брака мы ничего ниоткуда не получали и не приобретали даже за свой счет! И у мужа детей несовершеннолетних нет. Как могли мне отказать, если я имею право?! Сталкивался, может, кто?!

Комментарии пользователей

ого! я думаю, с отказом в Администрацию. пусть разбираются.

Предоставляются http://subsidii.net/%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0/%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F-%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D0%BC/itemlist/tag/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC.html из тех, что находятся в собственности государства или муниципалитета. При этом размер земельного участка, его местонахождение и условия предоставления определяются в соответствии с нормами, которые установлены органами местного самоуправления в том или ином регионе. В среднем по регионам минимальный размер выделяемого земельного участка должен быть не менее шести — десяти соток, а максимальный — 15 соток. Предоставлять участки в черте города смогут не в каждом регионе, к примеру, в Москве и Санкт-Петербурге такая возможность отсутствует, поэтому земля многодетным будет выделяться в области.

Претендовать на выделение бесплатного земельного участка многодетные семьи могут при соблюдении следующих условий:

*условия могут быть дополнены или урезаны в зависимости от региона

  • В семье воспитывается трое и более несовершеннолетних детей;
  • семья должна официально проживать на территории того или иного региона, как минимум в течение пяти лет;
  • брак родителей детей должен быть официально зарегистрированным (если родитель не является единственным);
  • земля выдаётся только тем семьям, у которых нет в собственности другого земельного участка.

Чтобы воспользоваться своим правом на бесплатное выделение земли, многодетной семье необходимо обратиться в администрацию муниципального образования по месту жительства, написать соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы

Документы, необходимые для получения земельного участка многодетной семье:

  • копия свидетельства о рождении каждого несовершеннолетнего члена семьи;
  • копия свидетельства о браке. Это условие касается только полных семей;
  • выписка из домовой книги или документ, подтверждающий, что члены многодетной семьи зарегистрированы по месту их проживания;
  • справка, демонстрирующая состав семьи;
  • справка, предоставленная органами опеки и попечительства, согласно которой родители не лишены своих родительских прав;
  • копия паспорта каждого из родителей.
  • В случае если в семье есть усыновлённые дети необходимо предоставить также копии документов, свидетельствующие об усыновлении (удочерении) каждого из несовершеннолетних членов семьи. Также нужно получить справку из органов опеки и попечительства, подтверждающую, что в отношении тех или иных усыновленных (удочеренных) детей усыновление (удочерение) не было отменено.

Затем органы местного самоуправления выносят решение о принятии многодетного гражданина на учет либо об отказе в постановке на учет.

Такое решение принимается, как правило, в течение 30 дней, однако, например, в Ивановской области, после подачи документов до вынесения решения о предоставлении земельного участка проходит всего три дня. Далее при положительном решении, семье будет присвоен определенный порядковый номер, так как распределение земли происходит в соответствии с очередностью. Период ожидания может быть разным и зависит от конкретного региона. В целом, согласно закону, после вынесения решения участок должен поступить в распоряжении семьи не позднее, чем через год.

Участки земли для многодетных семей предоставляются для разных целей, например, под жилищное или дачное строительство, для животноводства, садоводства, огородничества, ведения фермерского или личного подсобного хозяйства и так далее. Многодетные жители того или иного региона должны сами сделать выбор в пользу определённого вида использования участка земли.

При этом стоит учесть, что бесплатно земельный участок многодетной семье может быть выдан только один раз. И предоставляется земля заявителю на территории муниципалитета, где он проживает. Выданные многодетным семьям участки могут быть проданы собственником, или на них может сразу начаться строительство. Если участок по каким-то причинам не устроит заявителя от него можно отказаться, однако, потом придется заново подавать заявление, опять вставать на учет, ждать решения и так далее.

Основными причинами отказа в выдаче земельного участка многодетной семье

могут стать случаи, когда устанавливается факт представления недостоверных сведений, когда один из членов семьи сменяет гражданство или семья меняет место жительства за пределы определённого региона. В целом в регионах закон о предоставлении многодетным семьям земельного участка реализуется по-разному, что предусмотрено федеральным законодательством.

Получить земельный участок по-хорошему не удалось. Придется тренировать администрацию по другому.

В 2-х предыдущих статьях я начал описывать свой личный опыт по получению земельного участка.

В первой статье в пошаговой схеме я показал, как нашел свободный земельный участок.

Во второй статье подробно описал, как самостоятельно составил схему земельного участка.

После этого, с особым трепетом в душе, я подал в Администрацию города заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

К заявлению приложил впервые в жизни

собственноручно изготовленную Схему земельного участка.

До сих пор помню этот волнительный момент, когда сотрудница администрации со скучным выражением лица ставила входящий штамп на моем экземпляре заявления.

После этого нужно было, скрестив пальцы на руках и ногах, ждать 30 дней.

Но администрация не утруждала себя спешкой и необходимостью соблюдать законные сроки на дачу ответа. В итоге я прождал почти 3 месяца.

И вот, долгожданный ответ получен. Меня ждало разочарование.

Казенная фраза: «администрация города вынуждена принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка», разрушала мечты о своем кусочке планеты.

Наверное, для того, чтобы подсластить мне пилюлю, чиновник не поленился подробно описать, что я могу на сайте выбрать готовые земельные участки, которые администрация выставляет на аукцион, и поучаствовать в торгах.

По все видимости идиотов, желающих купить земельный участок на аукционе по цене превышающей кадастровую стоимость, становится все меньше.

Первое о чем я подумал, когда увидел отказ администрации, наверное, я «накосячил» со Схемой земельного участка.

Однако это было не так. Схема полностью удовлетворила администрацию, потому что в отказе не было ни слова претензии к Схеме.

По своей форме и по обязательным элементам, в том числе, по координатам поворотных точек,

моя Схема земельного участка выдержала придирчивый взгляд чиновника.

Изучив отказ в предварительном согласовании земельного участка, я был несколько озадачен. Основание для отказа показалось мне настолько очевидно нелепым и надуманным, что возникало ощущение, будто я либо чего-то не знаю, либо чиновник полагал, что пишет отказ для умственно отсталого, не умеющего сопоставлять и сравнивать факты.

Для того чтобы не потерять веру в собственную адекватность, я решил направить ответ со всеми документами на проверку моим юристам.

Я нуждался в трезвом заключении незаинтересованного профессионала с единственной целью: получить ответы на вопросы – кто прав? и что делать?

Пока юристы занимались проработкой моего вопроса, я изучил основание отказа.

Причина отказа сводилась к тому, что в границах земельного участка, который я запросил, находится дом и другой земельный участок, принадлежащий кому-то на праве собственности.

В общем, администрация популярно объяснила мне, что я хочу залезть на чужую территорию и захватить чей-то земельный участок и дом.

Не поленившись 3 раза проверить всю информацию, изложенную в отказе администрации, в том числе:

  • кадастровые номера дома и земельного участка,
  • номера и даты свидетельств о праве собственности,
  • адреса дома и земельного участка,
Читайте также:  Как быть, если заставляют уволиться по собственному?

я неуклонно приходил к выводу, что дом и земельный участок, которые, по мнению администрации, я стремлюсь оккупировать, находятся за пределами участка, который я просил предоставить.

После всех моих проверок выходило, что администрация отказала мне в предоставлении фактически свободного земельного участка, потому что на соседний земельный участок и дом зарегистрировано право собственности.

То есть логика отказа администрации такая – земельный участок дать не можем, потому что рядом есть отдельный земельный участок и дом, у которого есть хозяин.

В душе нарастала волна праведного возмущения.

И тут подоспело заключение от юристов на целых 9 листах.

Юридическое заключение вселило в меня надежду и уверенность в собственной адекватности.

Вот выдержки из того, что написали юристы:

«Дмитрий Владимирович, ваше заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассмотрено с нарушением установленных Земельным кодексом РФ сроков.

В связи с этим Вы вправе обратиться в прокуратуру с письменным заявлением о нарушении Департаментом архитектуры, строительства и землепользования сроков рассмотрения Вашего заявления.

По факту проведенной проверки прокуратура выдаст представление об устранении нарушений требований законодательства и потребует наказать виновных должностных лиц в дисциплинарном порядке. О результатах рассмотрения обращения Вы будете уведомлены письменно.

Исходя из представленных документов следует, что несмотря на то, что по имеющейся информации испрашиваемый Вами земельный участок свободен, основанием для отказа является нахождение в границах интересующего участка жилого дома, принадлежащего на праве собственности иным лицам.

В связи с этим, поскольку участок фактически свободен и отсутствуют иные основания для правомерного отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, Вы вправе в течение трех месяцев обратиться с административным исковым заявлением в суд о признании отказа неправомерным.

Порядок обращения в суд с административным исковым заявлением приводится ниже в обосновании».

Таким образом, юристы, изучив мой земельный вопрос, пришли к выводу:

  • администрация нарушила срок для ответа,
  • отказ в предварительном согласовании земельного участка не обоснован и его можно обжаловать в суд.

Далее в заключении юристы подробно расписали:

  • что нужно сделать для подачи иска в суд,
  • как написать исковое заявление, чтобы поставить администрацию на место.

Обращаться в прокуратуру, чтобы наказали виновных за нарушение сроков рассмотрения моего заявления, я не стал, потому как не кровожаден.

А вот посудиться с администрацией посчитал делом правильным и благородным, для чего подготовил административное исковое заявление, как советовали юристы.

Кстати, о моих юристах.

Добросовестные ребята. Я им благодарен.

Это мое не первое и не уже даже не десятое за 2 года обращение к ним.

Деньги с меня за выданное заключение не взяли, потому, как я им один раз заплатил скромную фиксированную сумму за год и пользуюсь всеми их услугами целый год бесплатно.

Ссылку на этих юристов всем подряд не даю.

Кому интересно всегда под рукой иметь таких профессиональных ребят, пишите в комментариях запрос, что-нибудь придумаем.

Итак, для праведного наезда на администрацию, я составил административное исковое заявление.

С текстом моего искового заявления можете ознакомиться ниже.

Думаю, что кому-нибудь пригодиться мой шаблон искового заявления, чтобы потренировать свою администрацию по вопросам предоставления земельного участка.

Центральный районный суд г. Хабаровска

административный истец: ___________________________

дата рождения «__»______ 19__ года, место рождения __________________,

место жительства: ______________________,

тел: _______________, e-mail: _________________________

административный ответчик: Департамент архитектуры, строительства

и землепользования администрации г. Хабаровска.

г. 680000, г. Хабаровск, ул. Дикопольцева, 17.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

26.10.2015 года я подал в Администрацию г. Хабаровска заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

К данному заявлению была приложена Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в границах кадастрового квартала 27:23:0040628.

На Схеме в таблице указаны координаты поворотных точек, а также имеется визуальное отображение места расположения испрашиваемого земельного участка, в отношении которого подано заявление.

02 ноября 2015 года Администрация города Хабаровска передала мое заявление в Департамент архитектуры, строительства и землепользования, поскольку указанный в заявлении вопрос относится к компетенции Департамента.

Письмом от 25.01.2016 года исх. № 01-108/768 Департамент архитектуры, строительства и землепользования отказал мне в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Отказ был мотивирован тем, что по результатам сбора и анализа информации, согласно предоставленному картматериалу, в границах испрашиваемого земельного участка расположен дом с адресом пер. Планерный, 13/ул. Марины Расковой, 9. По информации КГУП «Хабкрайинвентаризация» в реестре прав на недвижимое имущество, расположенное на территории г. Хабаровска и зарегистрированное до 15.05.1998 года на жилой дом по адресу: г. Хабаровск, пер. Планерный,13 зарегистрировано право собственности. По сведениям, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии также зарегистрировано право собственности на земельный участок (27-27-01/092/2009-046 от 20.08.2009) и на объект капитального строительства (27-27-01/092/2009-045 от 20.08.2009) по адресу г. Хабаровск, пер. Планерный, 13.

Отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка считаю незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

1. На Схеме, которая была приложена к заявлению о предварительном согласования предоставления земельного участка, видно, что испрашиваемый земельный участок находится между 3-мя земельными участками с номерами — :18, :22 и :7.

Указанные земельные участки, прилегающие к испрашиваемому земельному участку, имеют кадастровые номера: 27:23:0040628:18, 27:23:0040628:22, 27:23:0040628:7.

На плане кадастрового квартала 27:23:0040628, который получен на сайте Росреестра, также видно, что между земельными участками с номерами :18, :22 и :7 имеется свободная земля не очерченная границами, в отношении которой и была сформирована Схема и подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

2. По адресу г. Хабаровск, пер. Планерный, 13 действительно располагается объект капитального строительства (дом) и земельный участок, находящиеся в частной собственности.

Дом по пер. Планерный, 13 имеет кадастровый номер: 27:23:0040628:40.

Земельный участок по пер. Планерный, 13 имеет кадастровый номер: 27:23:0040628:7.

Проверка на публичной кадастровой карте места расположения земельного участка по адресу г. Хабаровск пер. Планерный, 13 с кадастровым номером: 27:23:0040628:7 показывает, что этот участок, находится по соседству с испрашиваемым участком, имеет с ним общую границу, но не пересекается с ним.

Иными словами, испрашиваемый земельный участок и земельный участок по пер. Планерный, 13 не тождественны и не находятся в границах друг друга.

Таким образом, административный ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка, потому что на соседний участок зарегистрировано право собственности.

3. По адресу г. Хабаровск, ул. Марины Расковой, 9 объектов капитального строительства находящихся в собственности нет.

Согласно информации из ГКН, находящейся в открытом доступе на сайте Росреестра (https://www.rosreestr.ru/) объект капитального строительства по ул. Марины Расковой, 9 имеет кадастровый номер 27:23:0040628:50. То есть его кадастровый номер не совпадает с кадастровым номером дома по пер. Планерный, 13 (кадастровый номер: 27:23:0040628:40).

Таким образом, дом по адресу по пер. Планерный, 13 и дом по ул. Марины Расковой, 9 не тождественны.

4. Визуальный осмотр территории испрашиваемого земельного участка на местности, свидетельствует о том, что на испрашиваемом земельном участке отсутствуют какие-либо сохранившиеся строения. На испрашиваемом участке строений и сооружений нет.

Таким образом, доводы и причины, изложенные в письме Департамент архитектуры, строительства и землепользования от 25.01.2016 года исх. № 01-108/768 не соответствуют действительности и соответственно отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным.

В соответствии с частью 1 стать 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 17 статьи 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Необоснованный отказ в предварительном согласовании предоставлении земельного участка нарушает права административного истца на получение земельного участка в рамках процедур, предусмотренных статьей 39.18 ЗК РФ, для осуществления жилищного строительства.

Кроме вышеизложенного, административным ответчиком нарушен 30-дневный срок, установленный пунктом 7 статьи 39.15 ЗК РФ, для рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

На основании вышеизложенного,

ПРОШУ:

  1. Признать незаконным отказ Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка на плане территории.
  2. Признать незаконным нарушение 30-дневного срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
  3. Обязать Департамента архитектуры, строительства и землепользования администрации г. Хабаровска устранить допущенные нарушения, согласовать предоставление земельного участка, и утвердить схему расположения земельного участка на плане территории.

Приложение:

  1. квитанция об уплате госпошлины – 300 рублей,
  2. копия заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка – 1 экз. на 1 листе,
  3. копия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории – 1 экз. на 2 листах,
  4. копия письма администрации г. Хабаровска от 30.10.2015 исх. № 14-06/11075 – 1 экз. на 1 листе,
  5. копия письма (отказа) от 25.01.2016 года исх. № 01-108/768 – 1 экз. на 2 листах,
  6. справочная информация по объектам недвижимости онлайн в отношения здания по адресу г. Хабаровск, пер. Планерный, 13 с кадастровым номером 27:23:0040628:40 — 1 экз. на 1 листе,
  7. справочная информация по объектам недвижимости онлайн в отношения земельного участка по адресу г. Хабаровск, пер. Планерный, 13 с кадастровым номером 27:23:0040628:7 — 1 экз. на 1 листе,
  8. справочная информация по объектам недвижимости онлайн в отношения объекта капитального строительства по адресу г. Хабаровск, ул. Марины Расковой, 9 с кадастровым номером 27:23:0040628:50 — 1 экз. на 1 листе,
  9. план кадастрового квартала 27:23:0040628 – 1 экз.
  10. копия искового заявления и прилагаемых документов для административного ответчика.

«___» февраля 2016 года __________ (_________________)

Госпошлина за обращение в суд составила 300 рублей.

Свое исковое заявление, в волнительном состоянии, я вручил секретарю суда, наблюдая за ее отработанными движениями по проштамповке исковых заявлений.

Подождем, пока раскачается судебная машина, и поборемся в суде.

На этом пока все. Продолжение следует.

Читайте также:  Как написать приставу, что должник перестал платить?

Для самостоятельного получения земельного участка используйте пошаговую инструкцию, потому что знание процедуры поможет вам «переиграть» чиновников и получить участок.

Как получить участок уже в этом году ?

Нажмите на кнопку и действуйте прямо сейчас, потому свободной земли в хороших районах больше не становится.

Ваши вопросы, мнения и наболевшие проблемы по получению земельных участков пишите в комментариях, я постараюсь помочь.

Желаю прекрасного дня и достойной жизни.

Рекомендации, что делать и куда обращаться, если администрация дала отказ в предоставлении земельного участка

Претендент на получение земельного участка (ЗУ), от администрации населённого пункта, должен подать заявление уполномоченному лицу и приложить пакет документации. По усмотрению административной комиссии, в ответ на поданное заявление может прийти положительный ответ. Иногда муниципалитет отвечает отказом. В статье рассмотрены возможные причины такого отказа и способы его устранения.

Основания для отклонения в пользовании наделом земли

Если заявитель претендует на приобретение надела, принадлежащего местной администрации, без проведения торгов, то ему следует подать заявление в департамент по землеустроительным работам.

Это заявление будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях, по нему примется соответствующее решение.

Чтобы решение было положительным, заявителю потребуется собрать пакет документации, которая отражает текущие обстоятельства, позволяющие ему получить землю без участия в торгах. Эти же причины следует указать в заявлении. На усмотрение уполномоченной комиссии по заявлению будет принято положительное или отрицательное решение.

Основания для отказа в пользовании земельным участком должны соответствовать нормам статьи 39.6 ЗК РФ. В них входят следующие причины:

  1. Лицо, претендующее на приобретение ЗУ без участия в торгах, не имеет такого преимущества.
  2. Указанный в заявлении надел уже передан третьему лицу на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. Кроме случаев обращения в муниципалитет правообладателя участка.
  3. Указанный в заявлении надел принадлежит садовому товариществу или иному НКО, объединившему землевладельцев. Кроме случаев, когда с заявлением обратился член товарищества.
  4. Указанный в заявлении участок выделяется по программе освоения земель под ИЖС. Кроме случаев обращения с заявлением члена, входящего в НКО, занимающееся освоением земель. Или – учредителя такого НКО.
  5. На участке расположено капитальное строение, в том числе – незавершённое, принадлежащее физическому или юридическому лицу, или – местному исполкому. Кроме случаев, когда обратился владелец строения.
  6. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте.
  7. ЗУ зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
  8. В зоне расположения надела планируется проведение работ федерального или муниципального значения.
  9. Массив, в который входит данный ЗУ, выставлен на аукцион, информация о лотах была размещена согласно правилам аукциона.
  10. Сведения о кадастровых и технических характеристиках не совпадают с фактическим положением дел.

Причины для отвода в предварительном согласовании

Согласно положениям законодательства, отказ в предоставлении земельного участка может последовать без рассмотрения на публичных слушаниях, на этапе предварительного согласования.

В этом случае он должен опираться на нормы статьи 39.15 ЗК РФ. Отказ может последовать при наличии одного из ниже перечисленных обстоятельств:

  1. Категория земель в массиве, целевое назначение и вид разрешённого использования ЗУ, не соответствует целям заявителя.
  2. Правоспособность лица, подавшего заявление, не соответствует нормам законодательства.
  3. Отсутствие надлежащего оформления земель администрацией.
  4. Отсутствие в заявлении необходимых сведений, или их несоответствие.
  5. Наличие технических или юридических ошибок при составлении заявления.
  6. Необходимость уточнения границ ЗУ, иные процедурные недочёты.
  7. Отсутствие гражданства РФ и прописки в населённом пункте по месту расположения ЗУ.

Для выдела ЗУ потребуется сформировать схему выделяемых участков. Без схематического плана, оформленного на бумажном носителе и утверждённого главой исполкома, выдел ЗУ недопустим. Участки обязательно должны пройти межевание.

Оформление отрицательного решения административной комиссией

После передачи заявления и пакета прилагаемой документации, материалы рассматриваются на предварительном согласовании не дольше 5 дней. Если этап предварительного согласования предоставления земельного участка пройден, пакет документации передаётся на рассмотрение административной комиссии. Если нет – он возвращается заявителю с приложением мотивированного решения об отказе.

Согласно нормам п.17 статьи 39.15 ЗК РФ, такой документ должен быть составлен в письменном виде, быть обоснованным и содержать исчерпывающий перечень причин, повлекших отказ. В нём обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Реквизиты принятого от гражданина заявления с перечнем приложений.
  2. Сведения о лице, ответственном за принятый отказ от рассмотрения, с указанием должности, фамилии и инициалов.
  3. Сведения о заявителе, которому адресован документ.
  4. Причины отказа в принятии заявления в производство.
  5. Дата составления, подпись исполнителя и руководителя земельного отдела администрации.

Если оно двинулось дальше, то вопрос будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях. Заявитель может узнать дату назначения слушаний и явиться на заседание. По факту рассмотрения его вопроса будет вынесено решение комиссии, оформленное протоколом. Его выдадут в форме выписки из протокола по вопросу, касающемуся заявителя.

Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция

Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:

  • опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
  • доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
  • подтвердить своё законное право на получение ЗУ.

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров

  1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
  2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.

Ходатайство с жалобой в соответствующую инстанцию

Администрация – первая инстанция, в которую требуется обращение заявителя, так как суд рассматривает только те вопросы, которые не смогли урегулировать на предшествующих этапах досудебной процедуры.

Заявление пишется на имя уполномоченного сотрудника администрации, в зависимости от статуса населённого пункта. Им может быть глава районной, городской администрации или заместитель областного исполкома. В жалобе указывают:

  1. Основания, по которым гражданин претендовал на предоставление ЗУ и основания полученного отказа.
  2. Дата рассмотрения вопроса на публичных слушаниях или дата подачи заявления, если оно не прошло предварительное согласование.
  3. Нормы законодательства, с указанием законов Земельного и Гражданского кодексов, которые были нарушены при принятии неправомерного отрицательного решения.
  4. Нормы законодательства, которыми должно было руководствоваться уполномоченное должностное лицо или комиссия, принимающая решение.
  5. Лаконичное описание ситуации, краткие пояснения.
  6. Подпись, дата.

На полученную жалобу должен поступить ответ. Он также составляется в развёрнутом виде, с убедительными доказательствами и ссылкой на статьи закона. Если и здесь принято решение об отклонении заявления, то дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только в суде.

Обращение в суд

Если администрация отказывает в предоставлении земельного участка, то нужно обратиться в суд в течение 10 дней после получения отрицательной резолюции в ответ на поданную жалобу. Если за этот период обращение в суд не произойдёт, то принятое администрацией решение о неполучении заявителем надела, вступит в силу.

В какой судебный орган обратиться, если администрация отказывает?

Вопросы о решении дел, направленных на обжалование решений администрации, решаются согласно нормам статей 218 – 224 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

К этим вопросам также применяются общие нормы Гражданско-правового кодекса (ГПК) РФ, касающиеся искового производства. Исходя из данных положений, обращаться следует в районный или городской суд по месту расположения административного органа, неправомерно отказавшего заявителю в законной просьбе.

Составление истцом заявления

Исковое заявление составляется по нормам статьи 131 ГПК РФ и состоит из следующих базовых элементов:

  • «шапки»;
  • наименования документа;
  • осведомительной части;
  • просительной части;
  • даты, подписи и перечня приложений.

В «шапке» указывают наименование суда, в который подаётся иск. Ниже, столбиком указывают сведения о судье, принявшем иск, и о сторонах: истце и ответчике. Наименование документа будет следующим: «Административное исковое заявление о принятии неправомерного решения администрацией».

Основные сведения даются в осведомительной части. Они аналогичны тем, которые вносились в жалобу для администрации. Но здесь дополнительно излагаются претензии к администрации, которые основаны на неправомерном решении исполкома поддержать решение об отказе. Если рассматривать базовые позиции этой части, то они могут заключаться в следующем:

  • когда была подана жалоба в администрацию;
  • чем мотивировано её отрицательное решение по вопросу;
  • какие нормы законодательства были нарушены или не разъяснены;
  • почему истец считает, что его права нарушены.

Далее идёт просительная часть, в которой формулируется прошение о том, чтобы суд обязал муниципалитет выделить истцу участок на законных основаниях, с указанием кадастровых характеристик ЗУ. В завершение ставится дата и подпись, даётся перечень приложений.

Приложение документов

На основании статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается пакет документации. Входящие в него документы являются приложениями и вносятся перечнем в исковое заявление. В него должно войти:

  1. Документация, подтверждающая право получения надела без торгов (свидетельство многодетной семьи, справка об инвалидности и иные подтверждения льгот).
  2. Отказ от предоставления ЗУ в форме выписки из протокола заседания комиссии или результатов предварительного согласования.
  3. Копию жалобы, поданной в администрацию.
  4. Выписка из административного решения.
  5. Квитанция об оплате пошлины в суд.

Расходы за подачу иска

Расходы на госпошлину уплачиваются истцом. В случае принятия судебного решения в его пользу, он может просить суд обязать ответчика выплатить расходы по госпошлины. Но в данном случае они невелики, так как иск носит неимущественный характер. Согласно нормам п. 2.2 статьи 333.21 НК РФ, для физических лиц они составляют 300 рублей.

Условия и порядок добровольного освобождения лица от права пользования на ЗУ

Законодательство предусмотрело также право лица на добровольный отказ от пользования земельным участком, который принадлежит ему на правах:

  • аренды у муниципалитета;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Нормы законодательства, допускающие отказ от ЗУ, обозначены в статье 53 ЗК РФ.

Здесь указано, что владелец надела может подать в администрацию заявление с отказом от ЗУ. Или – совершить иные действия, подтверждающие отказ от земельной собственности и дающие муниципалитету право изъять неиспользуемый участок.

После изъятия земли или отказа от неё, восстановить свои права на участок практически невозможно – он переходит в собственность администрации.

Существуют прецеденты, когда исполкомы предлагают многодетным семьям земли, не пригодные к освоению. Отказ от таких участков они требуют оформить заявлением. Эти действия неправомерны, так как претендент на участок может продолжить ждать, когда освободится или будет выделяться земля, которая его устроит по своим качествам.

Если гражданину отказали в получении ЗУ без участия в торгах, он может подать жалобу в администрацию населённого пункта, которому принадлежит земельный массив. Если администрация не встала на его сторону, то оспорить её решение можно в суде. Иск подаётся в суд того населённого пункта, где располагается земельный массив, которым распоряжается отказавшая истцу администрация.

Ссылка на основную публикацию