Как получить оригиналы материалов из полиции?

Запросили документы: что делать?

Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?

Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.

Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.

Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.

В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.

Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.

При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:

Наличие возбужденного уголовного дела.

Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В какие сроки исполняется запрос полиции о предоставлении информации

Сроки исполнения запроса, поступившего от полиции, регламентированы частью 4 ст. 13 упомянутого ФЗ «О полиции», согласно которой требования (запросы, представления, предписания) полиции подлежат исполнению в сроки, указанные в самом требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее месяца со дня вручения.

Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности. Согласно ст. 19.7 КоАП РФ, непредоставление или несвоевременное представление сведений влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере

от 100 до 300 рублей на граждан;

от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц;

от 3 000 руб. до 5 000 руб. на юридических лиц.

Если запрос поступил от следователя или дознавателя, то в случае его неисполнения виновное лицо можете быть привлечено к ответственности за невыполнение законных требований по ст. 17.7 КоАП РФ, что влечёт наложение штрафа:

на граждан в размере от 1 000 до 1 500 рублей;

на должностных лиц – от 2 000 до 3 000 рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;

на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если Вы решили отказать сотрудникам полиции в предоставлении запрошенных документов, имейте в виду, что документы могут быть получены путём проведения иных оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий, в том числе с привлечением сил специального назначения. Поэтому не следует при отсутствии на то серьезных причин отказывать сотрудникам в предоставлении документов. В любом случае, при наличии у Вас сомнений и вопросов по поводу поступившего запроса из полиции, иного контролирующего или правоохранительного органа, звоните мне круглосуточно.

Если пришел запрос о документах от МВД, ФСБ, прокуратуры и СК. Как предпринимателю защититься от уголовного дела

Адвокат Артем Чекотков рассказывает, кто и почему из силовых структур имеет право направить в компанию запрос о предоставлении информации и к чему это может привести. И главное, как себя оградить от неправомерных действий силовиков?

Бизнес всегда несет в себе определенные риски: финансовые, ценовые, инвестиционные, репутационные и многие другие. Особенность отечественных бизнес-процессов заключается в том, что они сопряжены и с рисками уголовно-правового характера.

Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы

В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

Сигналом, свидетельствующим о том, что вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации».

Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

Массовость направления запросов о представлении документации

Итак, правом на направление запросов наделен широкий перечень субъектов, начиная от Счетной палаты РФ, заканчивая контрольными ведомствами исполнительной власти (Роспотребнадзор, Росздравнадзор и т.д.). В свою очередь, процесс привлечения к уголовной ответственности входит в сферу компетенции только правоохранительных органов, которые запрашивают документацию в связи с расследованием уголовного дела или проведением проверки заявления о совершении преступления (доследственная проверка).

Бизнес в данном случае сталкивается со следующими органами: МВД РФ, ФСБ РФ, Следственный комитет РФ. Негативные последствия для юридических лиц могут иметь место и в случае проведения прокурорской проверки, в рамках которой сотрудники Прокуратуры РФ также вправе направлять запросы о предоставлении документации.

Проявляя интерес к бизнесу, обозначенные субъекты в первую очередь направляют запросы в компанию о предоставлении документации.

Как уже было отмечено, данное действие является первым этапом в процессе проведения проверки (будь то полицейской или прокурской) и реализуется в подавляющем большинстве случаев.

Массовый характер направления запросов обусловлен, во-первых, относительной простотой его подготовки (силовикам достаточно напечатать страницу текста).

Во-вторых, в случае ответа на запрос, правоохранители получают большой объем информации, которая впоследствии может стать доказательствами по уголовному делу.

В результате при получении запроса необходимо дать ему правовую оценку и только после этого принимать решение о предоставлении информации. Для того, чтобы правовой анализ полученного запроса был полноценным и эффективным, прежде всего, необходимо понимать, что из себя представляет действительно законный и обоснованный запрос, получение которого обязывает компанию предоставить необходимую правоохранителям документацию.

Юридическая природа запроса о представлении документации

Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

  • МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
  • ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
  • Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
  • Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.

Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:

  • законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
  • обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.
Читайте также:  Как привлечь работодателя?

Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.

На практике чаще всего надлежащая мотивировка требований отсутствует.

Сотрудники правоохранительных органов убеждены в том, что если закон предоставляет им право запрашивать документы и информацию, то какая-либо дополнительная аргументация в данном случае не требуется.

Такое толкование своих полномочий помимо того, что свидетельствует о низком уровне правовой культуры конкретного правоприменителя, также создает пространство для злоупотреблений. Так, на практике нередки случаи, когда под прикрытием расследования одного уголовного дела запрашивается информация, которая совершенно не имеет отношения к расследуемым фактам.

Часто силовики в ходе проверки сообщения о преступлении запрашивают информацию о всей финансово-хозяйственной деятельности организации по всем контрагентам, естественно, не приводя каких-либо оснований истребования столь значительного объема информации.

Последствия таких нарушений могут выразиться, как минимум, в дестабилизации деятельности коммерческой организации.

Как заполучить обратно изъятые документы

  • Голубев Владимир | к.ю.н., частнопрактикующий адвокат, адвокат-голубев.рф

Нашу организацию часто проверяют правоохранительные органы и происходит выемка документов, в т.ч. приказов по основной деятельности. Как нам потом вернуть оригиналы приказов? Копии приказов органы не принимают, им нужны только оригиналы. Но руководство меняется каждые полгода, поэтому еще раз подписать приказы нет возможности. Как нам поступать в данной ситуации?

О тветить на ваш вопрос в двух словах не получится, поскольку в нем использован термин «выемка». Дело в том, что выемка может производиться как, например, в ходе выездной налоговой проверки, так и при расследовании уголовного дела. Нередко на бытовом уровне выемкой называют другое близкое к ней по своей сути действие – изъятие.

См. статью «Как организации отразить изъятие ее документов и дел?» журнала № 2’ 2017. Здесь показано, как заверить копии документов и дел, каким образом зафиксировать факт выемки в учетных документах, и главное, как быстро выполнить эту работу

Если не углубляться в анализ законодательства, то можно сказать, что изъятие, в отличие от выемки, как правило, производится правоохранительными органами в ходе так называемой доследственной (когда уголовное дело не возбуждено, а может ,и вообще не будет возбуждаться) проверки информации о преступлении 1 . Иногда документы могут изыматься также при производстве по делам об административных правонарушениях.

Чтобы правильно ответить на ваш вопрос, рассмотрим несколько возможных вариантов выемки и изъятия документов. Скорее всего, эта информация будет полезна, т.к. фирмы периодически проверяются не только сотрудниками правоохранительных органов, но и другими структурами. Всем им для осуществления контрольных мероприятий нередко требуются документы предприятия. При этом сами проверяющие могут и забыть, что изымаемые ими бумаги очень нужны проверяемому юридическому лицу для его каждодневной работы.

Надеюсь, что расширенный ответ на заданный вопрос сослужит сотрудникам проверяемых предприятий добрую службу. Как минимум, вы будете знать, что делать, если у вас изъяли подлинники документов.

Итак, проверяющие должностные лица могут забрать документы в ходе выемки или изъятия в рамках производства по делам об административных правонарушениях, в ходе уголовного судопроизводства и в ходе налоговых проверок 2 . Рассмотрим кратко каждый из этих вариантов.

См. статью «Сроки исполнения входящих документов, установленные законодательством» журналов № 1’ 2018 и № 2’ 2018

Изъятие документов при производстве по делам об административных правонарушениях

Изъятие документов при производстве по делам об административных правонарушениях регулируется ст. 27.10 КоАП РФ. Обратите внимание на ее ч. 5.1:

…5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей…

В постановлении, которое выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, должны быть в числе прочего решены вопросы о судьбе изъятых документов. Если эти документы не содержат на себе следов подделки и т.п. (т.е. не являются вещественными доказательствами), то они подлежат возвращению законному владельцу. Те же документы, которые признаны вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо передаются заинтересованным лицам (п. 3 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Если документы вам нужны, надо обратиться с письменным запросом на имя руководителя органа, производившего изъятие (либо на имя судьи, рассмотревшего дело об административном правонарушении), с просьбой вернуть подлинник конкретного документа (документов). В случае отказа предоставить запрашиваемый документ, придется использовать имеющуюся у вас копию документа и отрицательный ответ компетентного органа (должностного лица), в распоряжении которого находится изъятый документ.

Изъятие и выемка документов при производстве по уголовным делам

При производстве по уголовным делам могут осуществляться:

  • изъятие на этапе проверки сообщения о преступлении или
  • выемка после возбуждения уголовного дела.

Например, сотрудникам оперативных подразделений правоохранительных органов в ходе оперативно-розыскной деятельности разрешается производить изъятие оригиналов документов, в ходе которого проверяемому лицу отдаются лишь копии с них. По этому поводу в законе сказано так:

…В случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации. Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе…

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе…

Как видите, порядок изготовления копий с изъятых оригиналов документов и их направление взамен оригиналов владельцу схож при производстве дел по административным правонарушениям и в ходе оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов.

Если же в рамках уже возбужденного уголовного дела производится выемка, то сначала будет оглашено постановление следователя или дознавателя о производстве выемки и его копию оставят представителю юрлица. Особенностью такой выемки является то, что ст. 183 УПК РФ разрешает ее в случае, если возникла необходимость изъятия конкретных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся.

Закон особо оговаривает, что выемка документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, производится на основании судебного решения. До начала выемки следователь предлагает выдать предметы и документы, подлежащие изъятию, и лишь в случае отказа производит выемку принудительно.

Здесь пару слов надо сказать об обыске и его отличии от выемки. Если при выемке, как мы отмечали выше, следователю известно место нахождения интересующего документа, то при обыске документ надеются найти. Так вот документы, обнаруженные при обыске, изымают, о чем делается соответствующая запись в протоколе.

Вне зависимости от того, изъят ли документ или произведена его выемка, в уголовном процессе правило таково: если документ признан доказательством, то его судьбу определяет суд. Если же документ доказательством не признан, то следователь (дознаватель) обязан перед передачей дела в суд вернуть такие документы их владельцам.

Но закон не запрещает заинтересованному лицу даже при признании документа доказательством обратиться к следователю или судье с ходатайством о передаче документа на ответственное хранение.

В ходатайстве по уголовному делу (которое можно назвать и заявлением) о копировании документов на всякий случай можно начать с просьбы вернуть оригиналы, а если это невозможно, то предоставить копии изъятых документов (Пример 1). Если у вас есть веские причины для получения документов, обязательно укажите их. В Примере 2 показываем, как можно составить текст ходатайства о возвращении оригиналов, здесь можно опереться, например, на то, что они не были признаны вещественными доказательствами.

Читайте также:  Как написать заявление в суд о включении трудового стажа?

Ходатайство следователю по уголовному делу о копировании документов

Копии материалов уголовного дела

На любом из этапов расследования уголовного дела может возникнуть необходимость в изучении его материалов. Запросить копии уголовного дела имеет право подозреваемый (обвиняемый), потерпевший либо их представители, а также вышестоящие и надзирающие органы. Отказ в предоставлении материалов уголовного дела для снятия копий обвиняемым (его защитником), потерпевшим, законным представителем может быть обжалован.

В некоторых случаях у органов следствия или дознания возникает необходимость выделить уголовное дело в отдельное производство. В выделенном уголовном деле должны содержаться подлинники или заверенные следователем или дознавателем копии процессуальных документов, имеющих значение для данного уголовного дела. Материалы уголовного дела, выделенного в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.

Восстановление уголовного дела также производится по сохранившимся копиям материалов уголовного дела, которые могут быть признаны доказательствами в порядке, установленном уголовно-процессуальным законом.

Право обвиняемого на копии материалов уголовного дела

Российское законодательство предусматривает право обвиняемого по уголовному делу лица на любой стадии судопроизводства снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (п. 13 ч. 4. ст. 47 УПК РФ). Свое право обвиняемый может реализовать с помощью защищающего его адвоката. Такие полномочия защитника оговорены в п. 7 ч. 1. ст. 53 УПК РФ, где сказано, что он имеет право знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения в любом объеме, снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств.

Законом также предусмотрено, что снимать копии материалов уголовного дела от имени обвиняемого могут также иные доверенные лица, которым обвиняемый может поручить изготовление копий документов уголовного дела.

Как получить копию уголовного дела? Для ознакомления с материалами уголовного дела следователь или дознаватель предъявляет обвиняемому и его защитнику подшитые и пронумерованные материалы уголовного дела. Если уголовное дело состоит из нескольких томов, то обвиняемый и его защитник вправе обращаться повторно к любому из томов уголовного дела, выписывать из него любые сведения, которые они посчитают нужными, в любом объеме, а также снимать копии с документов, в том числе с использованием технических средств.

Защитник вправе проносить на территорию места содержания под стражей копировально-множительную технику, компьютеры и фотоаппаратуру для снятия копий с материалов уголовного дела и пользоваться ими. Однако существует жесткое требование ограничительного характера, а именно то, что защитник может осуществлять предоставленное ему право пользования указанными видами перечисленной техники только в отсутствии обвиняемого и в специально отведенном помещении.

В случае если в деле имеются документы, содержащие государственную тайну или иную охраняемую федеральным законом тайну, то сделанные копии документов и выписки из данного уголовного дела, хранятся при уголовном деле и выдаются обвиняемому и его защитнику во время судебного разбирательства.

Ознакомление с материалами уголовного дела обвиняемым и его защитником не может быть ограничено во времени. Исключением является только тот случай, когда они явно затягивают время ознакомления с материалами дела. В таком случае на основании судебного решения устанавливается определенный срок. Если обвиняемый и его защитник без уважительных причин не ознакомились с материалами уголовного дела в установленный судом срок, то следователь вправе принять решение об окончании производства данного процессуального действия.

Если в уголовном деле участвует несколько обвиняемых, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела отдельно.

Право потерпевшего на копии материалов уголовного дела

Право потерпевшего на ознакомление с уголовным делом по его окончании также предусмотрено в УПК РФ (п. 12 ч. 2 ст. 42). Потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела как по окончании предварительного расследования, так и в случае прекращения уголовного дела. Потерпевший также как и обвиняемый имеет право выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств (п. 13 ч. 4 ст. 47 УПК РФ). Если в уголовном деле участвует несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с теми материалами уголовного дела, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему.

Законом предусмотрено, что потерпевший имеет право получать копии материалов уголовного дела не только по окончании предварительного расследования (или прекращении дела). На основании п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший имеет право получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, получать копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной, кассационной инстанций и иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы.

Право иных лиц на копии материалов уголовного дела

На основании ст. 437 УПК РФ законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, привлекается к участию в уголовном деле на основании постановления следователя либо суда. При отсутствии близкого родственника законным представителем может быть признан орган опеки и попечительства. Законный представитель имеет право знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие. По окончании предварительного расследования законный представитель имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, в том числе с использованием технических средств, получать копию постановления о прекращении уголовного дела или направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

На основании п. 9 ч. 2 ст. 54 УПК РФ гражданский ответчик также имеет право знакомиться по окончании предварительного расследования с материалами уголовного дела, относящимися к предъявленному гражданскому иску, и делать из уголовного дела соответствующие выписки, снимать за свой счет копии с тех материалов уголовного дела, которые касаются гражданского иска, в том числе с использованием технических средств.

Изъятие документов

Изъятие документов: как оно производится и какими актами регламентируется?

Практически любой предприниматель, осуществляющий свою деятельность длительное время на территории России, сталкивался или обязательно столкнётся в будущем с изъятием документов организации контролирующими и правоохранительными органами.

Ошибки, допущенные при производстве изъятия документов налоговыми органами, органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также органами дознания и следствия чреваты не только ощутимыми финансовыми потерями, но также утратой деловой репутации и даже привлечением к уголовной ответственности.

Между тем порядок изъятия документов строго регламентирован действующим законодательством, и мы отметим основные положения, которые должен знать каждый предприниматель.

Изъятие документов на стадии проверки до возбуждения уголовного дела

До возбуждения уголовного дела основными видами изъятия документов являются:

изъятие документов налоговыми органами;

изъятие документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности (органы МВД, ФСБ и др.).

Порядок изъятия документов налоговыми органами регламентирован Налоговым кодексом РФ. Изъятие может производиться исключительно в рамках выездной налоговой проверки. Изъятие документов в ночное время исключается. Изъятие документов производится на основании Постановления о производстве выемки. По общему правилу, закрепленному в ст. 94 НК РФ, оригиналы документов не изымаются; изъятие подлинников допускается исключительно в случаях, когда имеются основания полагать, что документы будут утрачены, скрыты или уничтожены. При этом в случае изъятия подлинников с них изготавливаются копии, которые после заверения передаются лицу, у которого было произведено изъятие, не позднее пяти рабочих дней с момента изъятия. В ходе производства выемки составляется протокол выемки, копия которого вручается по завершении лицу, у которого произведена выемка.

Порядок изъятия документов органами, наделёнными правом осуществления оперативно-розыскной деятельности регламентирован прежде всего ст. 15 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», законами, посвящёнными деятельности отдельных правоохранительных органов (например, Закон «О полиции» и др.), а также внутренними приказами и инструкциями министерств и федеральных служб.

Так, порядок изъятия документов органами внутренних дел описан в «Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», утверждённой приказом МВД РФ N 199 от 01.04.2014 года с последующими изменениями и дополнениями.

Основанием для проведения изъятия документов органами полиции является Распоряжение о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Распоряжение подписывается одним из руководителей центрального или территориального подразделения органов внутренних дел при наличии сведений о совершении действий, влекущих уголовную ответственности, если оснований для возбуждения уголовного дела не имеется.

В отличие от выемки налоговыми органами изъятие документов сотрудниками полиции в рамках обследования может в исключительных случаях проводится в ночное время. Документы изымаются как в подлинниках, так и в копиях; при изъятии документов в подлинниках копии передаются лицу, у которого произведено изъятие.

При необходимости в изъятии могут принимать участие силы специального назначения МВД РФ, поэтому адвокат при доследственной проверке — это лицо, чьей помощью пренебрегать не следует.

В ходе изъятия документов ведётся протокол обследования, копия или второй экземпляр которого вручается лицу, у которого произведено изъятие.

Изъятие документов в ходе расследования по возбужденному уголовному делу.

Изъятие документов в ходе расследования уголовного дела осуществляется при производстве следственных действий, а именно: обыска, выемки, осмотра места происшествия. Порядок производства следственных действий и изъятия в ходе них предметов и документов указан в соответствующих статьях УПК РФ.

В завершение, несколько советов на случай проведения изъятия документов в Вашей организации:

Не следует держать документы организации по месту нахождения самой организации. Наиболее защищённый в этом смысле вариант, который не запрещён законом: передача документов на хранение специализированным организациям на основании заключённого договора, хранение информации на удаленных серверах.

Если к Вам пришли сотрудники контролирующих или правоохранительных органов, проверьте и запишите данные их удостоверений, внимательно ознакомьтесь с документом, на основании которого производится изъятие (Распоряжение о проведении обследования, Постановление о производстве выемки, Постановление о производстве обыска и др.).

Свяжитесь с адвокатом и попросите его срочно прибыть для участия в изъятии документов. Участие адвоката в предварительном следствии, и, в частности, при проведении изъятия, значительно повысит ваши шансы на удачный исход дела.

Читайте также:  Как написать претензию в страховую?

Внимательно следите за процедурой изъятия, требуйте, чтобы все участники изъятия, все изъятые предметы и документы, все действия в ходе изъятия были отражены в протоколе.

При подписании протокола укажите в нем те ошибки или нарушения, которые, на Ваш взгляд, были допущены в ходе изъятия документов.

Если обеспечить участие адвоката в ходе изъятия документов не получилось, свяжитесь и проконсультируйтесь с ним по окончании изъятия документов: не забывайте, изъятие документов производится для документирования допущенного правонарушения, поэтому зачастую за ним может последовать возбуждение уголовного дела.

Во всех случаях, когда к Вам, в Вашу организацию пришли сотрудники налоговых органов, органов ГУЭБиПК и иных подразделений МВД РФ, органов ФСБ РФ, Следственного комитета РФ для изъятия документов и предметов, обследования помещения, производства следственных действий, Вы можете рассчитывать на помощь наших специалистов. Звоните, и адвокат оперативно подъедет к Вам для оказания правовой помощи в любое время суток семь дней в неделю.

Порядок действий при проведении полицейской проверки

Мы рассматриваем две наиболее частые ситуации, связанные с проверкой офиса:

  • К Вам пришла полиция. Деятельность будет являться оперативно-розыскной и регламентироваться нормами ФЗ от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее «Об ОРД») и ФЗ от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»;
  • К Вам пришла налоговая инспекция. Регулируется нормами Налогового кодекса РФ (ст. 89, 94 НК РФ). Подробнее в статье “Встречаем выездную налоговую проверку. Советы бухгалтера”. Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/sovet”

Основания проведения проверки офисного помещения

Если перед Вами сотрудник полиции, ОСНОВАНИЯ для проведения им одного из оперативно-розыскных мероприятий – Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств или Получение компьютерной информации – перечислены в ст. 7 ФЗ «Об ОРД»:

  • Наличие возбужденного уголовного дела;
  • Ставшие известными органу сведения о подготавливаемом или совершенном противоправном деянии или о лицах, осуществляющих соответствующую противоправную деятельность;
  • Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве;
  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и международных правоохранительных органов, правоохранительных органов иностранных государств.

В случае с проверкой налоговой инспекции ОСНОВАНИЕМ для проведения проверки является РЕШЕНИЕ о назначении выездной налоговой проверки.

Фактический осмотр и обследование офисного помещения

Требуем удостоверения

Сотрудники контролирующих органов при посещении офисного помещения обязаны предъявить служебное удостоверение, представиться (фамилия, имя, отчество, должность, специальное звание/классный чин), проинформировать о цели и причине обращения/посещения офисного помещения. Эти данные о личностях и составе проверяющих лиц необходимо сразу же запомнить/записать. Старайтесь помещать проверяющих под обзор работающих видеокамер или снимайте происходящее.

В случае если при вхождении в офисное помещение сотрудники не представились и не предъявили служебное удостоверение – любой гражданин, к которому они обратились, вправе потребовать предъявления служебного удостоверения и представления сотрудником, правовое основание – п. 4 ст. 5 ФЗ «О полиции», ст. 89 НК РФ.

Требуем документ-основание

Проведение оперативно-розыскного мероприятия – Обследование помещений, зданий, сооружений – возможно при предъявлении сотрудниками полиции судебного постановления, мотивированного постановления или распоряжения руководителя следственного органа о проведении соответствующего оперативного мероприятия. Более того, копия одного из перечисленных документов подлежит вручению под роспись представителю юридического лица, в отношении которого проводится проверочное мероприятие.

Внимание! В исключительные случаях допускается проведение оперативных мероприятий без перечисленных в п. 3.2. документов, это случаи совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации – в данных случаях достаточно мотивированного постановления руководителя оперативного органа.

Заявляем представителя

Представитель проверяемой организации. По общему правилу, проведение оперативного/проверочного мероприятия по обследованию помещений/изъятию документов должно проводиться в присутствии представителя организации, который от ее лица удостоверяет факт проведения и результаты осмотра помещений, изъятия документов и других проверочных мероприятий своей подписью в составляемых протоколах (п. 10 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199).

В силу п. 2 ст. 40 ФЗ от 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Об ООО» представителем общества с ограниченной ответственностью является его единоличный исполнительный орган, который без доверенности действует от его лица. На основании надлежащим образом оформленной в соответствии со ст. 185 ГК РФ доверенности на представительство интересов организации в проверочном мероприятии может участвовать также любое третье лицо.

Таким образом, для «правильного» проведения оперативного или проверочного мероприятия проверяющему необходим представитель организации – в силу закона или по отдельно выданному полномочию – доверенности. Сотрудники организации, находящиеся с ним в трудовых отношениях, не могут являться представителями организации без оформленных полномочий, выраженных в доверенности.

Кто может быть понятым при полицейской проверке

Обязательное условие проведения оперативно-розыскного мероприятия – обследование помещений и изъятия в ходе его проведения документов и вещей, предметов (п. 14 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199).

В качестве понятых привлекаются не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Следовательно, коллеги сотрудников проверяющих органов в качестве понятых не могут участвовать, сотрудники проверяемой организации также не могут в связи с заинтересованностью, личность приглашенных в качестве понятых лучше всего также установить самостоятельно, огласив просьбу предъявить документ, удостоверяющий личность – иначе как проверяющий сотрудник определил, что понятой дееспособный, совершеннолетний, будет в дальнейшем записывать его данные в составляемый протокол.

Опрос сотрудников в ходе обследования помещения

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится только с согласия участвующего в нем лица, то есть опрашиваемого. Сотрудники полиции вправе задавать вопросы, но у представителя компании отсутствует обязанность на них отвечать, если он не желает этого делать. Общение с представителями полиции рекомендуем свести к минимуму. Часто проверяющие желают провести опрос главного бухгалтера и рядовых бухгалтеров компании. Для компании есть опасность полного и подробного повествования обо всех сделках такими представителями, неверных суждений без понимания процессов работы, тем самым нанося прямой и косвенный вред. Когда же бухгалтерия компании вынесена на бухгалтерский аутсорсинг, то риск сообщить проверяющим лишнюю информацию исключен.

Процедура изъятия документов полицейскими

Общее правило гласит так: оперативные сотрудники вправе при проведении любого оперативного мероприятия осуществлять изъятие вещей, предметов и документов, имеющих, по их мнению, признаки подделки или иным образом относящимся к предмету проводимого проверочного мероприятия. Наделены они также и полномочиями по изъятию электронных источников хранения информации. Осмотр и обследование помещения оформляется протоколом.

Протокол обследования, осмотра, изъятия

ПРОТОКОЛ составляется на месте, копия предоставляется представителю организации. Требования к его составлению обозначены в ст. 166 УПК РФ, п. п. 23-33 приказа МВД России от 01.04.2014 г. № 199; ст. 94, 99 НК РФ. В протоколе обязательно указывается:

  • Место и дата проведения обследования, в ходе которого проводилось изъятие, время его начала и окончания с точностью до минуты.
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.
  • Фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
  • Перечень изъятых предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, с указанием их количества и индивидуальных признаков.
  • Сведения о технических средствах, использованных при проведении обследования, объекты, к которым эти средства были применены, общее время аудио-, видеозаписи.
  • Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании.
  • Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола удостоверяются подписями этих лиц.
  • Протокол подписывается лицом, составившим его, и лицами, участвовавшими в обследовании (сотрудник, представитель организации, понятые).

КОПИЯ ПРОТОКОЛА после завершения проверочного мероприятия вручается представителю организации. В протокол можно вносить изменения, правки, дополнения и уточнения, можно выражать свое несогласие с формулировками, в том числе собственноручно, в присутствии всех участников осмотра, в том числе понятых. В случае проведения в ходе осмотра, обследования офисного помещения ФМ изъятия вещей, документов, электронных источников хранения информации, после их завершения вручается КОПИЯ ПРОТОКОЛА ИЗЪЯТИЯ.

Копии изъятых документов/электронных носителей информации

При изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия.

Важно! Помните определение “документ”. Документ (документированная информация) – зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Не отдавайте бумаги без реквизитов, они не являются документами, но могут навредить.

С электронными источниками информации вариантов несколько – они могут быть изъяты, с них откопирована информация, затем возвращены в организацию; они могут быть изъяты, с них откопирована информация и эти копии возвращены в организацию; они могут быть изъяты и не возвращены в организацию до момента окончания проведения проверочных мероприятий, если проводящее их должностное лицо возвращение обстоятельством, негативно влияющим на ход, результаты проверки.

Заверенные проверяющим копии изъятых документов должны быть возвращены организации в течение 5-ти рабочих дней с момента изъятия, в случае невозможности передачи организации – отправлены почтой на ее юридический адрес не позднее 3-х рабочих дней по истечении первых пяти рабочих дней.

Советы при проведении проверки полицией

1. Не уверены на 100% в своих документах и правах – вызовите квалифицированного юриста;
2. Истребуйте удостоверения и перепишите их данные. Проверьте данные звонком в полицию;
3. Снимайте происходящее или поместите проверяющих под обзор видеокамер со звуком;
4. Требуйте документ-основание с печатью, подписанный руководителем. Если в предоставлении документа Вам отказано, позвоните 102 (они записывают все вызовы) и попросите помочь разобраться в ситуации;
5. Заявите представителя. Только оформленный специальной доверенностью сотрудник или сам руководитель может представлять интересы организации. Минимизируйте общение проверяющих с другими работниками;
6. Допускайте понятых, только соответствующих требованиям;
7. Внимательно изучите протокол, делайте возражения. Не отдавайте просто бумаги без реквизитов, они не документы.

Фирммейкер, январь 2017
Максим Житников
При использовании материала ссылка обязательна

Ссылка на основную публикацию