Можно ли доказать плагиат в литературе?

Юридическая ответственность за плагиат в научных работах

В последнее время проблема плагиата в отечественной науке становится все более актуальной (особенно в гуманитарных отраслях). Она, как коррозия, разъедает современную науку изнутри, словно коррупция, проникшая во все элементы государственно-бюрократического аппарата.

С юридической точки зрения, плагиат представляет собой одну из форм противоправного поведения и в зависимости от степени общественной опасности влечет различные виды юридической ответственности. Трактуя данное понятие, пленум Верховного суда РФ указывает, что плагиат может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

В принципе все довольно ясно и понятно, однако есть и «подводные камни». При полном заимствовании чужого текста плагиат налицо, но как быть при частичном переписывании чужого произведения без ссылки на автора? Какой объем произведения необходимо присвоить (предложение, абзац, главу, n-й процент от чужой работы), чтобы признать факт плагиата? Конфликты по поводу плагиата чаще всего связаны как раз с присвоением частей произведения, которые не образуют самостоятельного объекта авторского права.

В действующем законодательстве ничего не сказано о том, сколько процентов заимствования является плагиатом. Соответственно юристов и экспертов должен интересовать сам факт присвоения авторства вне зависимости от процентного соотношения заимствованного оригинала. По сути сам автор (правообладатель) решает, когда была нарушена граница дозволенного. Возможно, именно поэтому в УПК РФ присвоение авторства отнесено к делам частно-публичного обвинения.

Однако в мировой практике встречаются попытки установить количественные показатели для установления факта плагиата. Так, например, по международным стандартам плагиатом считается семь повторяющихся друг за другом нот в музыкальном произведении.

Как уже было сказано выше, плагиат может влечь за собой различные виды ответственности. Юридическая ответственность за нарушение личных неимущественных прав авторов (в том числе и права авторства) бывает трех видов:

1. Гражданско-правовая ответственность. В ст. 1251 ГК РФ сказано, что в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

2. Административная ответственность. В ст. 7.12 КоАП РФ говорится, в частности, о том, что нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб. с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм.

3. Уголовная ответственность. В ч.1 ст. 146 УК отмечается, что если присвоение авторства (плагиат) причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, то оно наказывается штрафом в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцевв, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев».

Как видим, административная ответственность наступает только в том случае, если доказана цель плагиата — извлечение дохода. Уголовная ответственность -только если доказано причинение крупного ущерба. Считается, что плагиат в научных работах (прежде всего в диссертациях) не связан с целью извлечения доходов и не причиняет крупного ущерба. Получается, что присвоение авторства на научную работу реально может повлечь только гражданско-правовую ответственность.

На наш взгляд, наиболее действенным способом защиты права авторства является компенсация морального вреда. Если обнаружен плагиат на чью-либо работу, весьма резонно написать исковое заявление о возмещении морального вреда. Однако Налоговый Кодекс РФ не освобождает от уплаты государственной госпошлины в таких ситуациях. Получается, что за плагиат в научных работах административная, уголовная ответственность не наступают, а за обращение в суд для защиты права авторства в гражданском порядке нужно уплатить государственную пошлину (за подачу искового заявления).

При довольно сомнительных шансах на успех это, безусловно, снижает желание авторов отстаивать свои неимущественные права в судебном порядке. Остаются только дисциплинарная ответственность и моральное осуждение. Одно лишь моральное осуждение не остановит плагиатчика, а дисциплинарная ответственность наступает далеко не всегда. Что же делать?

Вводить в России уголовную ответственность за сам факт плагиата без всяких криминообразующих признаков (как, например, в УК Эстонии) неэффективно, потому что наше общество не считает такие действия общественно опасными; право авторства у нас лишь декларируется как ценность, но по сути таковой не является. Если же ввести уголовную ответственность, то это будет «мертвая» статья. К тому же преждевременная криминализация -более негативное явление, чем запоздалая.

В качестве переходного этапа можно установить административную ответственность за присвоение авторства вне зависимости от признака цели (это уже предлагали некоторые ученые, например М.М. Вощинский, канд.юрид.наук, прокурор Управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами Генеральной прокуратуры РФ). И лишь после того, как новая административная норма реально заработает, можно будет говорить о введении уголовной ответственности за сам факт присвоения авторства.

Сейчас же необходимо усилить контроль за содержанием научных работ, выдаваемых за свои (в настоящее время такая работа проводится только принципиальными научными руководителями и иногда — членами диссертационных комиссий). Нужно, чтобы такая работа основывалась не только на добропорядочности научного руководителя, но стала необходимым элементом в работе каждой кафедры вуза.

Неприятие плагиата следует воспитывать со студенческой скамьи.

Также стоит ужесточать дисциплинарную ответственность за плагиат: объявлять предупреждения за плагиат в курсовых, дипломных работах, диссертациях, научных статьях; при «рецидиве» плагиата объявлять выговор; при «особо опасном рецидиве» плагиата -строгий выговор, отчислять из вуза и аспирантуры. Обнаруженный в тексте диссертации плагиат также должен быть достаточным условием для лишения человека ученой степени кандидата или доктора наук.

Руслан Долотов,
кандидат юридических наук,
администратор Саратовского центра
по исследованию проблем организованной
преступности и коррупции

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Выявление признаков плагиата

Выявление признаков плагиата – это один из видов автороведческой экспертизы. Цель данного экспертного исследования – выявить или, наоборот, опровергнуть умышленное присвоение чужого продукта, произведения техники, науки и искусства, идей или изобретения.

Под плагиатом понимают умышленное присвоение авторства чужого произведения искусства, науки, литературы. Произведение может быть заимствовано целиком или частично – в любом случае, это является фактом плагиата. Чтобы привлечь человека к ответственности за плагиат, нужно доказать две вещи: наличие умысла в его действиях и, собственно, наличие заимствований в его произведении. Был ли акт плагиата умышленным, доказывает суд. Определить сам факт существования заимствований может автороведческая экспертиза по выявлению признаков плагиата.

Прежде всего, необходимо отметить, что понятие плагиата распространяется на все объекты, подлежащие регистрации авторского или патентного права. Любой объект, на который распространяются вышеуказанные права, может подвергнуться факту плагиата – целиком или частично. Что это значит на практике? К примеру, идеи (в том числе, научные), темы и сюжеты не являются объектами авторского права. Нельзя запретить любому автору писать о юноше и девушке, происходящих из враждующих семей и при этом влюбленных друг в друга. Авторским правом защищен метод изложения, конкретное произведение, выраженное в прозе, стихах, нотах или красках. Следовательно, заимствование подобной идеи не является плагиатом. Точно так же заимствование идеи поиска лекарства от рака не будет плагиатом. Плагиатом в данном случае может быть использование конкретной химической формулы, изобретенной другим ученым или промышленной корпорацией.

Чтобы факт плагиата был признанным, необязательно публиковать ворованное произведение. Достаточно хотя бы одного потребителя произведения. Если человек пишет поэму, заимствуя строфы у Е. Евтушенко или В. Высоцкого, а потом уничтожает готовое произведение или кладет его в несгораемый шкаф, то обвинить его в плагиате нельзя. Просто у него очень странное хобби. Однако, если он решил прочитать поэму друзьям, соседям, вывесил ее в своем блоге в Интернете или отправил заказным письмом редактору литературного журнала – все, факт плагиата состоялся, и по этому поводу заинтересованная, пострадавшая сторона может обращаться в суд. Примечательно то, что устное чтение текста является обнародованием. При этом, если чтение (или любое другое обнародование) ставит своей целью извлечение материальной выгоды или уменьшение дохода автора, то тут вступают в дело законы о плагиате и защите авторских прав.

Объектом плагиата может быть любое произведение науки, литературы или искусства. Повсеместно распространенное так называемое пиратство – незаконное распространение музыки, фильмов, программного обеспечения и прочее – также является разновидностью плагиата. В чем же состоит преступление в данном случае? Преступление в том, что автор лишается доли законной и заслуженной прибыли, которую он рассчитывал получить за этот альбом, фильм или книгу. При всем этом, понятие плагиата не имеет четко обозначенного содержания. Подчас его очень сложно разграничить со сходными явлениями – подражанием, заимствованием, соавторством и прочими похожими происшествиями.

Если автор того или иного произведения увидел в другом произведении признаки сходства, то он может обратиться в суд с целью защиты своих авторских прав. Составной частью доказательной базы в подобных делах является автороведческая экспертиза по выявлению признаков плагиата. Публицистические тексты не являются предметом плагиата, поскольку каждый человек может публично, в СМИ и Интернете, обсуждать общественную тему.

Проблема выявления плагиата крайне актуальна в настоящее время в научной сфере. Открытый доступ к многочисленным ресурсам библиотек мира выявил серьезную проблему использования в научных работах (статьи, выпускные квалификационные исследования, диссертации) чужих текстов без какого-либо указания на источник цитирования. Это очень пагубно отражается не только на чести и достоинстве автора украденного произведения. Плагиат в научной сфере напрямую связан с извлечением материальных благ из результатов своего труда – получения патентов, коммерческого использования изобретений, а также при защите авторских прав на научные открытия. Кстати, принуждение к соавторству тоже является плагиатом. То есть научный руководитель, публикующий работу студента под своим именем, тоже совершает акт плагиата.

Неправомерное использование чужого интеллектуального труда также встречается в сфере литературы, кино, рекламы и других творческих областях. В этих случаях также необходимо прибегнуть к автороведческой экспертизе по выявлению признаков плагиата.

Объектом автороведческой экспертизы по выявлению признаков плагиата является письменная речь автора или составителя текста. То есть исследованию подвергаются особенности стиля письма конкретного человека. Однако, в более широком смысле, под объектом автороведческой экспертизы по выявлению признаков плагиата может считаться текст документа.

Читайте также:  Можно ли пожаловаться на судью?

Если говорить более конкретно, то объектами для предоставления на автороведческую экспертизу по выявлению признаков плагиата могут быть:

  1. Устные произведения (доклады, лекции).
  2. Сценарии кино- и телефильмов, телепередач, пояснительный текст к сценарию.
  3. Переводы (работа переводчика является творческой).
  4. Художественные тексты.
  5. Сборники художественных произведений.
  6. Тексты законов.
  7. Тексты песен, оперы, оперетты и других музыкальных произведений.

Абсолютно полный перечень законом не установлен, поскольку на этапе развития могут появиться новые формы творчества. Не подлежат рассмотрению вопросы, связанные с обработкой произведения: редактурой и корректурой, поскольку они не носят творческого характера.

К критериям выявления признаков плагиата (речевого воровства) относят следующие явления:

  1. Заимствование сюжета, темы, научной идеи не в содержательном, а в формальном плане.
  2. Личностное отношение автора к теме произведения, построению высказываний.
  3. Стиль подачи материала (констатация, рассуждение, полемика).
  4. Указание на точные источники информации или, наоборот, неопределенное авторство.
  5. Использование слов с оценочным компонентом в значении и специфические особенности их функционирования в речи автора.

Какова законодательная база для лингвистической экспертизы выявления признаков плагиата?

  • Гражданский кодекс РФ, часть 4 («Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»);
  • ч. 1 статьи 1229 («Исключительное право») Гражданского кодекса РФ;
  • статья 1257 («Автор произведения») Гражданского кодекса РФ;
  • статья 1265 («Право авторства и право автора на имя») Гражданского кодекса РФ;
  • «Рекомендации по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений» (утверждены Приказом № 39 Роспатента от 23 марта 2001 года);
  • «Методические рекомендации по определению однородности товаров и услуг при экспертизе заявок на товарные знаки и знаки обслуживания»;
  • Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации»;
  • Закон «Об авторском праве и смежных правах».

Что необходимо предоставить для исследования эксперту-автороведу?

Для исследования специалисту предоставляют:

  • видео- и аудиозаписи;
  • газетные, журнальные и Интернет-публикации;
  • брошюры, плакаты, листовки, рекламные макеты и другую печатную продукцию;
  • тексты научных работ (статьи, диссертационные исследования);
  • личную переписку;
  • изображения рекламных щитов с текстовым содержанием, зафиксированные на цифровых носителях;
  • материалы дела, которые имеют прямое отношение к предмету исследования (в случае, если экспертиза по выявлению признаков плагиата проводится в рамках уголовного или арбитражного процесса);
  • деловую и бытовую переписку в печатной или рукописной форме.

При анализе звуковой речевой составляющей ее необходимо дословно расшифровать. Эту процедуру также выполняет эксперт-лингвист. Если расшифровка уже предоставлена лицом, инициировавшим экспертизу, то ее необходимо сопроводить носителем с записью. Если анализу подвергается печатный текст, то на экспертизу предоставляется издание полностью, вырезка или хорошо читаемая ксерокопия, содержащая предмет исследования, а также выходные данные. Если имеется электронная версия издания, можно предоставить ссылку на сетевой ресурс.

Особого внимания требуют материалы Интернет-публикаций. Если это статья, то можно предоставить ссылку на сетевой ресурс или принтскрин (фотография страницы). В случае анализа текста, помещенного в блоге, сервисе для обмена быстрыми сообщениями (чате), необходимо предоставить не только бумажную версию данного текста, но и электронную. Это связано с тем тем, что Интернет-коммуникация обладает специфической чертой в виде гиперссылок, не подлежащих адекватному изучению на бумаге, то есть вне пространства Интернета.

Если исследованию подлежит сайт, то необходимо предоставить на цифровом носителе архив с указанием даты создания архива. Также при экспертном анализе блога или сайта необходимо предоставить специалисту возможность изучить объект по месту его нахождения в сети Интернет. Поскольку объекты подобного рода подвержены регулярным изменениям, то специалист в области Интернет-технологий должен закрепить его и предоставить в электронном виде.

Также для подтверждения/опровержения плагиата необходимо предоставить сравнительные образцы с объемом текста не менее 200 слов. По стилю и манере изложения образцы должны быть сопоставимы с исследуемым материалом. Также важно помнить, что образец и исследуемые материалы должны быть выполнены примерно в один и тот же период, поскольку со временем под влиянием различных объективных и субъективных обстоятельств индивидуальная манера может меняться.

Мы все — плагиаторы: никто не виноват, но что делать

Плагиатор — неприличное слово. Им клеймят тех, кто ворует чужие идеи и выдаёт за свои. Это вечнозелёная тема в литературных кругах. В интернете о плагиате помалкивают и редко идут дальше технической уникальности.

Сетевые авторы в свободное время рассуждают о разнице между глубоким рерайтингом и копирайтингом, но ценность самой уникальности текста под сомнение не ставят. А если кто обвинит в банальности идей, можно предъявить справку об уникальности, выданную Адвего Плагиатусом.

Давайте разворошим этот улей, в котором нам так тепло и уютно. Давайте вспомним о таком понятии, как фактическая уникальность текста, и признаем наконец, что в интернете все тексты — родственники, а каждый из нас немного плагиатор.

Есть хорошая новость — это не смертельно.

Плагиат — рождённый в древности

Если ты украл свою мудрость из одной-единственной книги, то ты презренный плагиатор, литературный вор. Но если ты крадёшь из десяти книг, то называешься исследователем, а если из тридцати-сорока книг, то ты — выдающийся исследователь.

В древнем мире заимствование чужих идей было обычным делом. Даже такие великие умы, как Геродот, Плутарх и Диодор Сицилийский, делали это открыто и с удовольствием.

И даже те, кто осуждал плагиат, всё равно понемногу воровали сами. Например, Вергилий яростно осуждал плагиат в произведении «Sic vos non vobis». Однако Макробий уличил его в заимствовании множества стихов у Лукреция и Энния, о чём написал в 6-й книге «Сатурналий».

Крупнейшие писатели эпохи Просвещения активно использовали заимствование в своём творчестве. Мольер сплагиатил у французского драматурга Сирано де Бержерака целую сцену и без изменений перенёс её в свою пьесу «Проделки Скапена». Когда Мольера упрекали в плагиате, он парировал: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу».

Шекспир тоже заимствовал целые сцены и множество отдельных стихов, а на упрёки отвечал: «Это девка, которую я нашёл в грязи и ввёл в высший свет».

Обвинения в плагиате постоянно звучали в литературных кругах. В списках обвиняемых значились такие выдающиеся авторы, как Эмиль Золя, Альфонс Доде, Эдмонд Абу и Альфред де Мюссе. В 1891 году была издана целая книга, обличающая в плагиате Готхольда Лессинга.

Кстати, Лессинг упражнялся в плагиате с известной басней о вороне и сыре. Автор заменил кусок сыра на отравленное мясо. В его версии Лиса выманила у Ворона отравленное мясо с помощью лести, съела его и издохла. А мораль у него заключалась вовсе не в том, что Ворона глупа. Лессинг осуждает Лису: «Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

К слову сказать, знаменитые басни многократно становились объектом внимания плагиаторов. А наш любимый Иван Крылов так мастерски переделал некоторые басни Эзопа, Лафонтена и Федра на русский манер, что теперь они занимают видное место в отечественной литературе.

Одни авторы заимствовали понемногу, Дюма-отец играл по-крупному. Он сплагиатил большие отрывки не только у неизвестных авторов, но и у таких знаменитых коллег, как Шиллер, Вальтер Скотт и Шатобриан.

Так что плагиат существует ровно столько, сколько и сама литература.

Тест на плагиат — больной вопрос

Плагиат — умышленная выдача чужого произведения за своё. Это когда вы скопировали несколько абзацев или весь текст у другого автора и поставили свою подпись. Вроде всё просто и плагиат найти легко. Но нет. Достаточно хорошенько отредактировать текст, чтобы обнаружить и доказать факт плагиата стало почти невозможно.

У такого понятия как плагиат нет точного определения, поэтому в некоторых случаях сложно однозначно отделить плагиат от таких сопредельных понятий, как подражание, заимствование, соавторство, и других случаев сходства произведения. Совпадение отдельных идей плагиатом не считается, поэтому если кто-то позаимствовал вашу идею и описал её в собственном стиле, то доказать факт плагиата вряд ли получится.

Сегодня больше всего обвинений в литературном воровстве поступает в адрес Дэна Брауна и Джоан Роулинг, авторов таких мировых бестселлеров, как «Код да Винчи» и серия романов о Гарри Поттере. В суде ни одна из претензий в адрес авторов бестселлеров удовлетворена не была. Зато Джоан Роулинг отчасти удалось доказать факт плагиата со стороны русского автора — Дмитрия Емеца, который написал серию книг о супердевочке Тане Гроттер. Публикация книг о Тане Гроттер запрещена в ряде европейских стран. Однако Роулинг не смогла помешать изданию книг российского автора в Голландии.

Если доходит до суда, экспертизу текста выполняют лингвисты и здесь исход дела решает их профессионализм и опыт. Как пишет доктор филологических наук Татьяна Стексова, человек может изменить свою точку зрения на любую проблему, сменить объект научного исследования, но манера изложения мыслей сохраняется.

Стиль изложения, частота использования вопросительных конструкций или слов с оценочным значением — в ходе экспертизы лингвисты тщательно изучают тексты, чтобы выявить, есть ли в них сходство. Если вам интересно, как всё происходит, статья Стексовой «Дело о плагиате: опыт лингвистической экспертизы» как раз об этом. А мы идём дальше.

Почему в интернете о плагиате не скандалят — и правильно делают

В большой литературе обвинения в плагиате звучат часто и вызывают сильный резонанс. В интернете по каждой теме есть десятки похожих друг на друга статей и это мало кого заботит.

На то есть как минимум четыре причины.

Во-первых, в литературе борьба с плагиатом — это борьба за прибыль и репутацию. Писателю важно не позволять другим наживаться на его успехе и защищать репутацию, если кто-то обвинит в плагиате его самого. Копирайтер часто работает за смешной гонорар, прощается с текстом навсегда и не терпит никаких убытков от появления клонов его статьи.

Во-вторых, физически невозможно отследить все тексты, написанные на основе вашего. Можно найти точные копии или фрагменты, но невозможно отследить все статьи, при создании которых какую-то роль сыграл ваш текст.

В-третьих, в сети мало кто может быть уверен в том, что он сам написал уникальную статью. «Всякий текст вбирает в себя другой текст и является репликой в его сторону», — пишет один из основателей теории интертекстуальности французский семиолог и литературовед Юлия Кристева.

Читайте также:  Как правильно подать претензию?

В век информационного общества, когда мы каждый день просматриваем и пролистываем десятки постов, статей и заголовков, немного лицемерно говорить про уникальность. Интернет — мир текста, поэтому при написании статьи мы всегда опираемся на то, что прочитали ранее. Об этом хорошо сказал Бернар Вербер: «Ваша мысль — лишь бледная копия размышлений великих, которых вы цитируете».

В-четвёртых, текст в «коммерческом» интернете служит конкретным маркетинговым целям. Его пишут с учётом поставленных целей, особенностей целевой аудитории и других факторов. И там, где один текст принесёт компании выгоду, другой будет бесполезен, и дело вовсе не в уникальности.

Две стороны уникальности текста и один бонус за свежую идею

Если в литературе воюют с плагиатом, то в сети — с неуникальными текстами. Здесь тоже без сложностей не обошлось. Понятие «уникальный текст» состоит из двух составляющих: технической и фактической уникальности.

С технической уникальностью проще. Всё когда-то началось с того, что Яндекс устроил очередной апгрейд поисковых алгоритмов и продвижение сайта стало невозможным без уникальных текстов. С тех пор даже те, кто не верит в силу качественного контента, вынуждены сверяться с такими инструментами проверки уникальности, как «Антиплагиат», Advego Plagiatus, miratools.ru, istio.com и другие.

Лезть под капот этих сервисов не будем, скажем только, что их объединяет общий принцип работы: вы добавляете в систему свой текст, а она дробит его на кусочки (шинглы) и сравнивает с другими нарезанными кусочками, опубликованными в сети, чтобы найти похожие. Если вы поставили пять слов подряд так же, как и другой автор, система это выявит.

Однако 100% уникальности в данном случае говорит только о том, что автор действительно поставил все слова в уникальном порядке.

Исключительность высказанных идей — это уже про фактическую уникальность. Фактически уникальным можно назвать текст, который содержит оригинальные, свежие идеи. То есть об этом раньше не писали, об этом так раньше не думали, на это раньше не смотрели под таким углом.

Например, до вас все писали, что текст должен содержать как можно больше ключевых слов, прикидывали идеальное их количество и раскрывали лайфхаки, которые помогают вписать в предложение безграмотное словосочетание из пяти ключевых слов.

А потом появились вы во всём белом и сказали, что текст следует писать для людей, а для каждого ключевого слова надо бы сооружать фундамент из пользы и смысла. Вот такая статья будет уникальной по содержанию и станет предметом гордости для автора.

Бонус в том, что такая статья не обязана показывать 100% уникальности по Адвего. Вы можете цитировать чужие слова, приводить фрагменты отвратительных SEO-текстов, писать курсивом и красить слова в разные цвета — и вам за это ничего не будет, потому что вы написали нечто действительно уникальное.

Ново-пассит для копирайтера: стремиться не к уникальности, а к решению поставленных задач

Смириться с мыслью, что все мы немного плагиаторы, легче, если вспомнить о том, зачем мы вообще пишем. Если нужно рассказать о преимуществах товара компании, то главный критерий качества вашей работы — удалось ли вам рассказать о продукте так, чтобы пользователь понял свою выгоду. Если вы ведёте блог компании, хорошо бы каждая статья помогала решить проблему, которая волнует читателей блога.

Когда перестаёшь смотреть на текст как на уникальный набор слов и воспринимаешь его как инструмент для работы с читателем, становится легче. Тогда быть уникальным — не главное, важнее говорить о том, что интересно аудитории.

Иногда уникальность вообще не нужна, достаточно наступить на больную мозоль читателя и предложить лечение.

От редакции: в некоторых случаях даже самые твердолобые сеошники уже признают, что не в уникальности дело. Какая уникальность может быть в описании товара, присутствующего в 100500 интернет-магазинах?

Хороший автор всегда ищет дополнительную ценность

Если вы хорошо отрерайтили материал, сервисы проверки уникальности вас не разоблачат, а вот заказчик, коллеги и конкуренты могут. Когда человек «в теме», он легко заметит заимствованные идеи и заезженные пластинки. Однако главный судья своим текстам — вы. Если хотите писать хорошо, старайтесь добавлять в текст максимум дополнительной ценности.

10 способов добавить в текст больше пользы:

  1. Используйте как можно больше источников.
  2. Используйте зарубежные статьи.
  3. Честно указывайте автора, у которого решили что-то позаимствовать. Знакомьте читателя с интересными авторами и экспертами, он будет благодарен. Можно указать цитату со ссылкой на источник.
  4. Попробуйте посмотреть на тему под новым углом.
  5. Упрощайте сложное, объясняйте непонятное, выделяйте частности из общего, собирайте фрагменты в общую картину.
  6. Проводите собственные эксперименты и рассказывайте о них.
  7. Приглашайте экспертов.
  8. Мониторьте интернет-ресурсы, чтобы отслеживать актуальные темы и писать на злобу дня.
  9. Проводите исследования аудитории, чтобы узнать о её болях и предложить лекарство.
  10. Работайте по принципу Амплифера, Тинькова и Безумных Котиков. Пусть за вашими текстами стоят не фрилансеры «на один раз», а люди, которые разделяют идеи бренда и работают с вами на постоянной основе. Хорошо, когда за коммуникациями стоит конкретный человек, который постоянно с брендом, его все знают, у него есть свой стиль.

Как быть, если заказчик требует % уникальности там, где это почти невозможно

Когда тебе есть о чём рассказать читателю, техническая уникальность уходит на второй план. Здесь не так важно то, как ты пишешь, важнее, о чём ты говоришь. Но заказчики бывают разные и некоторые маниакально требуют доводить текст до 100% уникальности. Иногда эта задача кажется невыполнимой. Тогда им приходится соглашаться на компромиссные 85%. Но легче от этого не становится.

Красота, здоровье и рецепты, интерьеры и мебель, сантехника — есть много тем, на которые, кажется, уже нельзя сказать ничего нового. Но если не лениться, то можно справиться и с этой задачей.

Три способа освежить банальный текст

  1. Для начала прогоните текст через сервис проверки уникальности. Лучше проверить текст с помощью нескольких инструментов. Там, где это возможно, просто переформулируйте предложения. Рерайтинг никто не отменял, это тоже почётный труд.
  2. Чтобы переписать то, что, кажется, невозможно сказать другими словами, задавайте вопросы и ищите детали. Обычно проблема заключается в общих формулировках. Команда высококлассных юристов, широкий спектр услуг, передовые технологии и авторские методики — вот это всё нужно конкретизировать. Помните, что не бывает двух абсолютно идентичных компаний, каждая чем-то, но отличается. Ваша задача — выяснить, чем именно, и добавить эти детали в текст. Проблема уникальности тут же решится.
  1. Иногда можно говорить так, как до вас на эту тему не говорил никто. АО «Кубаньжелдормаш» и астраханская столовая №100 — хорошие примеры того, как можно выделиться из толпы. Подходит для тех случаев, когда автору текста позволено почти всё.

Не нужно спорить о миллиметрах, которые отличают глубокий рерайтинг от копирайтинга. Можно выдохнуть и сконцентрироваться на главном — писать тексты, которые принесут читателю пользу. Правда хорошо? А ещё мы хотели вам сказать, что можно радоваться, если вас плагиатят. Это значит, что вы делаете что-то интересное! Как писал Александр Фюрстенберг: «Плагиатор помогает автору понять ценность его работы».

Статья оформлена кадрами из трилогии о Борне, которая начинается с трудностей самоидентификации. Все мы не те, за кого себя выдаем.

Плагиат и литература: как воруют писатели

Статья о том, что такое плагиат в литературе и можно ли считать писателя вором, если он без спроса использует в книге чужие строчки и факты из чужой жизни.

Когда ты можешь называть произведение своей собственной работой, а когда оно является компиляцией из других источников или украденной историей?

Когда речь идёт о плагиате, например, в научных работах, тут всё относительно просто: любые ссылки должны быть правильно оформлены, а научная новизна текста должна быть очевидной и чётко аргументированной. А что происходит, когда речь заходит о творчестве, о праве автора на переосмысление чужого опыта и чужого текста?

С одной стороны, постструктурализм давно открыл нам глаза на то, что наивно говорить о создании нового текста. Потому что создание — это всегда переделывание и переписывание текстов старых, сознательные и бессознательные заимствования; не авторство, а скрипторство.

Скриптор, пришедший на смену Автору, несёт в себе не страсти, настроения, чувства или впечатления, а только такой необъятный словарь, из которого он черпает свое письмо, не знающее остановки; жизнь лишь подражает книге, а книга сама соткана из знаков, сама подражает чему-то уже забытому, и так до бесконечности.

Читайте также :

С другой стороны, это не снимает вопросов писательской этики, ответственности за текст и, в конце концов, права этот текст монетизировать. Может быть, даже наоборот, только заостряет проблему — если всё уже сказано и всё есть текст, почему же нельзя любому делать с этим ресурсом что захочется?

Разобраться в этом пытается Ричард Коэн — публицист, издатель, автор книги «Писать как Толстой», русский перевод которой вышел в издательстве «Альпина Паблишер». Книга его посвящена разнообразным писательским приёмам и уловкам, и одной из таких уловок он называет как раз плагиат. Коэн под этим словом понимает сразу несколько видов писательского воровства. С ними мы и познакомимся в этой статье.

Всегда ли к литературному плагиату относились плохо?

Уже в античности отношение к плагиату было комплексным и скорее ситуативным. Так, есть история о древнегреческом библиотекаре Аристофане Византийском, который был судьёй на состязании поэтов.

На одном из таких состязаний он потребовал дисквалифицировать всех поэтов, кроме одного. От Аристофана потребовали убедительных аргументов, и тогда он пошёл в библиотеку и вернулся с кипой свитков. В свитках оказались тексты, которыми втайне воспользовались участники состязания, поэтому их действительно дисквалифицировали — всё-таки выбирали лучшего поэта, а не самого искусного вора.

Но древнегреческие философы настаивали на том, что искусство — это всегда подражание чему-то идеальному, уже существующему. Античные трагики писали пьесы на одни и те же мифологические тексты, ежегодно представляя их во время празднований в честь Диониса. Понятно, что повторов и прямых заимствований было не избежать, но оригинальности от драматургов и не ждали — главное, чтобы пьеса оказывала должное эмоциональное воздействие на зрителя.

В Древнем Риме копирование и переработка литературных шедевров тоже была вполне нормальной практикой. Вергилий написал строчку «Судьба помогает храбрым», совершенно не чураясь того, что несколькими годами ранее её уже использовал его коллега Теренций. Нередко вставки из чужих текстов допускали Гораций, Овидий и Цицерон.

Читайте также:  Как дополнить требования в суде?

Великий драматург эпохи барокко Лопе де Вега написал более двух тысяч пьес! А что делать — театр был главным развлечением масс, новую пьесу приходилось писать за несколько дней, потому что публика не хотела смотреть точно то же, что на прошлой неделе. Лопе де Вега и его коллеги попросту штамповали свои пьесы, заимствуя сюжетные ходы, героев и реплики, пытались сделать интригу всё более запутанной, чтобы создать ощущение новизны (напоминает отечественное телевидение или какую-нибудь индустрию аниме, не правда ли?).

Плагиат в литературе, или Когда писатели друг у друга идеи занимают

Задумалась я на днях о книгах, сюжет которых уж сильно перекликается. В итоге получилась вот такая подборка.

Начнем со сказок:

1. Николай Носов. «Приключения Незнайки и его друзей», 1953-1954 гг.

По словам писателя Станислава Рассадина, Носов признавался ему, что в детстве очень любил книгу писательницы Анны Хвольсон «Царство малюток» (1889 г.). После революции эта книга в России не переиздавалась.

В чём разница

У Хвольсон малютки-эльфы со смешными именами Мурзилка, Чумилка-Ведун и др. путешествуют по миру и беспрестанно попадают в какие-то истории. Главный герой – Мурзилка – имеет прозвище «Пустая голова»: модник, хвастун, бузотёр и, в общем-то, персонаж отрицательный. У Носова Незнайка тоже здоров прихвастнуть и полениться. Но он добрый, совестливый, отзывчивый. Это история жизни идеальной коммуны.

2. Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1936 г.

Алексей Толстой и не скрывал, что на написание приключений Буратино его вдохновила книга итальянца К. Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» (в России она была опубликована в 1906 г.).

В чём разница

У Коллоди вырезанный из полена Пиноккио становится живым мальчиком, пройдя через тяжёлые испытания (вплоть до жизни в собачьей будке) и поборов в себе лень, желание соврать, упрямство и т. д. Читателям предлагался роман воспитания. У Толстого Буратино так и остаётся деревянным – у писателя получился приключенческий роман (или роман дороги) о том, как доброта и взаимовыручка позволяют найти ключ от счастья.

3. Александр Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», 1833 г.

Сам Пушкин утверждал, что идею этой сказки он почерпнул из тех сказов, что слышал от няни Арины Родионовны. Но сюжет Пушкина очень тесно перекликается с сюжетом сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», написанной в 1812 г.

В чём разница

Различия минимальны. У Пушкина – богатыри, у братьев Гримм – гномы; у Пушкина мачеха сама умирает от тоски и злобы, у Гримм её казнят; у Пушкина королевич Елисей сознательно ищет любимую, у Гримм королевич случайно натыкается на Белоснежку. Но счастливый финал везде!

4. Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города», 1939 г.

«Удивительный волшебник из Страны Оз» Ф. Баума вышел в 1900 г. Домик, в котором жила девочка с родственниками и собачкой, ураган переносит в волшебную страну. Теперь ей надо разыскать волшебника Изумрудного города – он поможет вернуться домой. По дороге она спасает Страшилу, Железного Дровосека и Трусливого Льва.

В чём разница

У Баума современники вычитали острейшую политическую сатиру на тогдашних политиков. У Волкова девочка Элли должна преодолеть тяжелейшие испытания, чтобы заслужить право обратиться за помощью к волшебнику.

5. Лазарь Лагин. «Старик Хоттабыч», 1938 г.

В 1900 г. в Англии вышла фантастическая повесть «Медный кувшин» знаменитого в то время писателя Ф. Энсти. А тот, в свою очередь, вдохновился сюжетом одной из сказок «Тысячи и одной ночи».

В чём разница

У Энсти джинна, заточённого в медный кувшин царём Соломоном, освобождает молодой лондонский архитектор, которому не хватает денег для удачной женитьбы. Джинн сперва ему помогает, а потом оказывается крайне сварливым типом и пытается убить своего освободителя. У Лагина джинна Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба освобождает в советской Москве пионер Волька. И перековывает старорежимного Хоттабыча в советского человека.

Теперь перейдем от сказок к взрослой литературе:

1. «Часы» (Майкл Каннингем) vs.«Миссис Дэллоуэй» (Вирджиния Вулф)

“Часы” – современная адаптация “Миссис Дэллоуэй с примесью биографии В. Вульф.Автор Майкл Каннингем этого сходства не скрывает.

2. «Дневник Бриджит Джонс» (Хелен Филдинг) vs.«Гордость и предубеждение» (Джейн Остин)

Как многие считают, «Дневник Бриджит Джонс» – это современная версия “Гордости и предубеждения”. Мало того, что главного героя зовут также – мистер Дарси, так еще в самом романе неоднократно упоминается произведение Остин.

3. «Степной король Лир» (Иван Тургенев) vs.«Король Лир» (Уильям Шекспир)

Имея абсолютно идентичный с шекспировским сюжет, Тургенев не скрывает его подобия. В предисловии к роману он рассказывает, как на вечере в кругу друзей обсуждал пьесы Шекспира.

4. «Энеида» (Иван Котляревский) vs. «Энеида» (Вергилий)

Котляровский взял за основу сюжет Вергилия и переосмыслил его, представив едкую сатиру ну украинский быт и обычаи конца XVIII в.

5. «Обнаженная для тебя» (Сильвия Дэй) vs.«Пятьдесят оттенков серого» (Э. Л. Джеймс)

Обе книги – откровенные эротические истории, изобилующие огромным количеством взрослых сцен. Главный герой – властный мультимиллионер с темным прошлым, склонный к БДСМ и прямо-таки одержимый героиней. Зовут его Гидеон Кросс, что является прямой ссылкой на Кристиана Грея (ГК и КГ), и ему тоже около 28 лет.

Плагиат – основа каждой литературы, за исключением самой первой, о которой, впрочем, ничего не известно.

Плагиат: юридическая характеристика

С термином «плагиат» сталкивался почти каждый человек. В статье проанализируем правовую природу данного деяния, его особенности и ответственность за это неправомерное действие.

Понятие и общая характеристика

Определение можно найти в Уголовном кодексе Российской Федерации. Так, в статье 146 УК РФ сказано, что плагиат — это присвоение авторства. Более полное определение дал Верховный суд РФ в своем Постановлении Пленума от 26.04.2007 №14: так, в п.3 этого акта толкования сказано, что плагиат может состоять, в частности, в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Сразу обратим внимание читателей на то, что мы начали рассматривать понятие и особенности плагиата в контексте уголовного права лишь по той причине, что в УК РФ содержится определение этого деяния, а Верховным судом РФ достаточно детально разъяснены юридические особенности. Уголовно-наказуемым деянием плагиат бывает только в одном случае: если правообладателю причинен крупный ущерб, т. е. на сумму более 250 000 рублей. Об ответственности подробнее поговорим ниже.

Итак, термин «плагиат» применяется в российском законодательстве только к объектам авторских и смежных прав. Применять этот термин по отношению к изобретениям и другим объектам патентного права, средствам индивидуализации некорректно.

Какими действиями может быть совершено правонарушение в виде плагиата? По этому поводу также имеется правовая позиция Верховного суда РФ: к плагиату им отнесены такие акты, как воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера), продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм, публичный показ или публичное исполнение произведения, обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир), распространение в сети Интернет, перевод произведения, его переработка, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных, а также иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

Классический пример плагиата — это присвоение Филиппом Киркоровым основного мотива песни Symphonic space dream легендарного французского музыканта Дидье Маруани. Киркоров включил мотив композиции Маруани в свою песню «Жестокая любовь». Правда, французский музыкант не стал привлекать Киркорова к уголовной ответственности, однако фактически выиграл гражданское дело у него, получив многомиллионную компенсацию.

Юридически значимые признаки

Подведем некоторые итоги и выделим основные признаки плагиата:

Это всегда акт присвоения авторства. Таким образом, если нарушитель скопировал произведение, но указал авторство, это уже не будет плагиатом с точки зрения закона, однако это по-прежнему считается нарушением интеллектуальных прав, если при этом отсутствовал лицензионный договор.

Относится всегда только к объектам авторского или смежных прав. В отношении остальных объектов интеллектуальных прав имеются другие составы в Уголовном кодексе РФ. Например, в статье 147 УК РФ есть состав по присвоению авторства по изобретению, однако Верховный суд РФ не называет это деяние плагиатом.

Исчерпывающего перечня действия, которыми может совершаться плагиат, нет, они могут быть любыми, в том числе в сети «Интернет», что особенно распространено сегодня.

Плагиатор — это лицо, совершившее деяние. Уголовная ответственность применяется только к физическим лицам, однако гражданско-правовая может налагаться и на юридических лиц (более подробно об этом ниже).

Ответственность

Плагиат — это в первую очередь гражданское правонарушение. То есть правообладатель на общих основаниях может подать на нарушителя гражданский иск с требованием взыскания с него компенсации или возмещения убытков за нарушение интеллектуальных (авторских или смежных) прав. Соответственно в качестве нарушенных прав в иске указываются исключительное право (ст. 1270 ГК РФ), право авторства и на имя (ст. 1265 ГК РФ). Что же касается требований, то они определены в статье 1301 ГК РФ. Наиболее оптимальный вариант — требование выплаты специальной компенсации (подп. 2 ст. 1301), поскольку здесь можно самостоятельно установить сумму, которую планируется взыскать с нарушителя, и при этом не нужно доказывать причинение убытков.

Важный момент: если размер убытков выше 250 000 рублей (по вашей оценке), целесообразно еще и обратиться в полицию, чтобы привлечь нарушителя к уголовной ответственности, а параллельно подать на него гражданский иск. Действующее законодательство РФ не запрещает привлечение гражданина одновременно к гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Итоги

Таким образом, правообладатель может в данной ситуации оперировать не только гражданско-правовыми способами защиты, в том числе, подачей иска, но и написать на нарушителя заявление в полицию, если при этом имеется крупный ущерб.

Ссылка на основную публикацию