Нужно ли соглашение всех дольщиков земельного участка при заключении сервитута?

Нужно ли соглашение всех дольщиков земельного участка при заключении сервитута?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Регистратор полагает, что в регистрации соглашения о сервитуте (земельный участок находится в государственной собственности субъекта РФ) должно быть отказано по причине того, что в день сдачи на регистрацию соглашения о сервитуте права аренды на участок перешли к другому лицу. В один и тот же день сдано на регистрацию соглашение о сервитуте и правообладателю проведена регистрация по переходу прав аренды на участок. Договор аренды в отношении земельного участка не прекращается, а производится замена стороны (арендатора, подписавшего соглашение о сервитуте) в таком договоре. Формулировка регистратора из уведомления о приостановке: “лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости”. Вместе с тем соглашение подписано за пять дней до сдачи на регистрацию, на тот момент правообладателем было надлежащее лицо, которое подписало соглашение о сервитуте.
Насколько правомерен отказ регистратора в данном случае?

В соответствии с п. 1 ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении земельного участка представляет собой право ограниченного использования такого участка лицом, являющимся собственником соседнего земельного участка или иной недвижимости, для обеспечения прохода и проезда по нему, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Согласно п. 3 ст. 274 ГК РФ сервитут по общему правилу устанавливается на основании соглашения между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка, и только в случае недостижения ими согласия – в судебном порядке.
При этом в силу положений п. 6 ст. 274 ГК РФ и п. 1 ст. 39.24 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности и переданного в аренду более чем на год, может заключить арендатор такого участка.
Приведенные нормы указывают на то, что для возникновения сервитута необходимо прежде всего волеизъявление лица, уполномоченного на заключение соответствующего соглашения в отношении конкретного земельного участка.
Однако также необходимо учитывать и то, что сервитут представляет собой не только ограниченное вещное право лица, в пользу которого он установлен (п. 1 ст. 216 ГК РФ), но и, в первую очередь, обременение земельного участка, сохраняющееся при изменении собственников и иных законных владельцев такого участка (п. 2 ст. 274 и п. 1 ст. 275 ГК РФ, ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ)). Поэтому он подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 131 и п. 3 ст. 274 ГК РФ) и считается возникшим с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
Иными словами, само по себе заключение соглашения о сервитуте порождает определенные права и обязанности только у сторон такого соглашения, и лишь с момента внесения записи о соответствующем праве в единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН, реестр) данное право обременяет земельный участок и переходит вместе с ним от владельца к владельцу.
Это связано прежде всего с тем, что одними из основных принципов регистрации прав на недвижимое имущество и его обременений являются обеспечение достоверности и доступности сведений о них неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 7 Закона N 218-ФЗ). Соответственно, лица, вступающие во владение тем или иным недвижимым имуществом, в том числе и земельным участком, должны иметь возможность получить из реестра сведения о правах третьих лиц на это имущество, которые имеют место к моменту вступления их во владение таким имуществом.
Данное обстоятельство особо подчеркивается в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 “О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”, согласно которому для лиц, не являющихся сторонами сделки и не участвовавших в деле, считается, что подлежащие государственной регистрации права на имущество возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, а не в момент совершения или фактического исполнения сделки либо вступления в законную силу судебного решения, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются такие права.
Таким образом, вышеизложенное не позволяет признать сервитут возникшим в том случае, если соглашение о его установлении было заключено с предыдущим владельцем земельного участка, однако до перемены такого владельца сервитут не был зарегистрирован в ЕГРН. Указанный вывод неоднократно делался в правоприменительной практике (смотрите, например, решение Арбитражного суда Камчатского края от 18.03.2010 по делу N А24-5288/2009, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.05.2007 по делу N А32-2155/07, апелляционное определение Московского городского суда от 08.12.2015 N 33-45918/15, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 25.04.2018 по делу N 33-8370/2018, определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 21.09.2011 по делу N 33-8218/2011, решение Вологодского городского суда Вологодской области от 05.09.2018 по делу N 2-6998/2018).
В связи с этим после перемены владельца участка (в рассматриваемом случае – арендатора) необходимо заключение нового соглашения, поскольку новый арендатор не выражал своего согласия на установление сервитута, который не считался возникшим на момент приобретения им права аренды на соответствующий участок.
Соответственно, отказ регистрирующего органа в регистрации сервитута в рассматриваемом случае правомерен.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

19 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как и кем устанавливается частный сервитут и может ли быть оспорен?

Частный сервитут – это достигнутое соглашение между заинтересованным в его установлении гражданином, являющимся собственником определенного земельного надела или объекта недвижимости с владельцем другого участка земли, который будет обременяться сервитутом.

Соглашение необходимо для реализации прав заинтересованного в установлении сервитута лица и предполагает частичное предусмотренное законодательством использование чужой земельной территории в пределах, которые оговариваются составленным между сторонами договором.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-46-18 . Это быстро и бесплатно !

Законодательное обоснования заключения обременения на надел

Основанием, предоставляющим право гражданину иметь ограниченный доступ к пользованию территорией другого собственника, является статья № 274 ГК РФ. Пункты законодательного документа указывают на причины принятия такого решения, оговаривают общие условия и права двух сторон.

Статья 39.23 ЗК РФ также говорит о важных определенных законом основаниях, согласно которым устанавливается сервитут. Заинтересованный собственник земельной территории не может быть ущемленным в своих собственных правах, поэтому требовать установления частного сервитута на земельный участок могут в следующих случаях:

  • при необходимости обеспечить беспрепятственное передвижение через участок;
  • при возникновении необходимости обеспечить подъезд к объекту;
  • при необходимости выполнения дренажных работ, затрагивающих участок другого собственника;
  • при выполнении работ по проведению через другой участок водоснабжения, линии электропередач или канализации;
  • другие возникающие случаи, которые не предусматривают иных возможностей для обеспечения прав и нужд гражданина.

О том, как правильно оформить сервитут на проезд либо проход к участку, мы подробно рассказываем в отдельном материале.

Законодательные база, обеспечивающая выполнение процедуры

  1. Порядок установления частных сервитутов регулируется статьей 39.26 ЗК РФ, которая предусматривает подачу заявления от заинтересованного лица в уполномоченные органы власти, устанавливает сроки и порядок выполнения поставленной задачи.
  2. Статья 39.24 ЗК РФ оговаривает особенности при заключении договора между сторонами и указывает участвующим в нем лицам на особые требования к процедуре.
  3. На требования к содержанию соглашения указывает статья 39.25 ЗК РФ. Во втором пункте статьи регулируется порядок установления оплаты по заключаемому между сторонами договору.
  4. Статья 23 ЗК РФ перечисляет основания и причины, которые предшествуют процедуре установления частного сервитута, эту же функцию выполняет статья 274 ГК РФ.

Интересы сторон

Заинтересованным в установлении сервитута лицом обычно является владелец территории или объекта, у которого нет других возможностей для обеспечения своей собственности предусмотренными законодательством потребностями.

Сервитут предоставляет гражданину право воспользоваться установленной законодательством возможностью для решения возникающих проблем. Согласно статье 274, п. 2 ГК РФ, собственник обремененного земельного надела не лишается своих прав в отношении используемой им территории. Руководствуясь пунктом 5, статьи 274 ГК РФ владелец земли приобретает право требовать от граждан, в чьих интересах был установлен предусмотренный законом сервитут соответствующей соразмерной платы.

Например, договор о праве прохождения через территорию. В некоторых случаях предусматривается использование соглашения в договорах аренды, где уже существуют положения оговаривающие условия проезда к зданию, проведение коммуникаций через территории других собственников.

Собственник территории, который для решения вопросов жизнеобеспечения вынужден обратиться к установлению сервитута, является только пользователем оформленного документа, а обремененная сторона имеет право распоряжаться им и в случае прекращения оснований для его действия или нарушения условий пользования своей территорией подать заявление на остановку процесса предусмотренного соглашением.

Основания для оформления

Прописанные в законах основания, разъясняющие как может быть установлен частный сервитут на земельный участок в собственности, предоставляют владеющему недвижимостью собственнику право, позволяющее ограничено использовать территории других граждан с целью обеспечения потребностей жизнедеятельности в сфере:

  • водоснабжения;
  • электроснабжения;
  • канализации;
  • мелиорации;
  • свободного прохода;
  • беспрепятственного проезда;
  • других возникающих и прописанных в соглашении потребностей.

Частный сервитут предполагает добровольное заключение договора между соседствующими друг с другом собственниками и учитывает все основания для проведения этой процедуры. Соглашение предусматривает обязанности заинтересованных в установлении сервитута граждан, оговаривает размер и выплату соразмерной платы собственнику, который обременен его действиями.

Если обремененная сервитутом территория или другой объект недвижимости передается в собственность третьему лицу, подписанное сторонами соглашение и действия сервитута не прекращаются, но продолжают существовать.

При отпадении в необходимости обусловленных соглашением оснований, подписавшие договор стороны прекращают установленные правоотношения.

Кем устанавливается и может ли это сделать землевладелец?

Инициатива установления сервитута принадлежит владельцам, имеющим в своей собственности земельный надел или капитально сооруженное здание, которые в решениях важных вопросов жизнеобеспечения не могут обойтись без использования соседней территории.

Такие собственники имеет большую заинтересованность в достижении намеченной цели, и выступают главными инициаторами процедуры установления частного земельного сервитута.

На основании законодательных актов РФ сервитуты могут устанавливаться на различные сроки и цели, которые оговорены в соглашении (о том, какие виды сервитутов существуют, читайте здесь). По существующей между сторонами взаимной договоренности земельный сервитут предполагает оформление на:

  1. Срочный термин. Договор составляется на определенный период времени, которое требуется для строительства, оборудования подъездной дороги, перевозки имущества. После окончания работ право собственника на пользование чужой территорией снимается.
  2. Постоянный термин. При заключении такого договора временной промежуток не устанавливается. Право собственника ограничено пользоваться обремененным участком сохраняется и не может быть расторгнуто до прекращения существовавших на то оснований.

Больше информации о срочных и постоянных сервитутах найдете тут.

Пошаговая инструкция составления образца заявления

Процедура установления частного сервитута предполагает два возможных варианта развития событий. Первый вариант исходит из добровольного согласия граждан и подразумевает выполнение следующих действий:

    Перед оформлением частного сервитута заинтересованному в его составлении собственнику земельного надела или строения необходимо обратиться к владельцу участка с письменным предложением о предоставлении права ограниченного пользования его территорией.

В прошении заинтересованное лицо подробно излагает основания для заключения предстоящего соглашения и подтверждает свое право нормативными законодательными актами. К заявлению прилагается план той части земельного надела, к которому будет применяться обременение и проект будущего соглашения.

  • При достижении согласия стороны заключают необходимое для этого соглашение. Соглашение между собственником и пользователем предусматривает наличие таких пунктов:
    • сведения о сторонах заключающих соглашение;
    • предмет соглашения (часть территории), с указанием предусмотренных законодательством оснований для заключения соглашения, адреса и кадастрового номера участка;
    • указание размеров, местоположения участка, вид выполняемых работ;
    • сроки пользования земельной территорией;
    • лицо несущее все расходы, связанные с обременением участка;
    • порядок ограниченного пользования землей;
    • права и обязанности сторон;
    • заключительные условия;
    • плата за сервитут с указанием размера выплат;
    • порядок заключения споров;
    • форс-мажорные обстоятельства;
    • адреса и реквизиты сторон.
  • Составленное надлежащим образом соглашение подлежит государственной регистрации в Росреестре. Регистрация предполагает предоставление таких документов:
    • заявление от заинтересованного лица;
    • паспорта граждан подписавших заявление (копии паспортов);
    • подписанное сторонами соглашение;
    • ксерокопия квитанции об оплате государственной пошлины;
    • заверенная копия судебного постановления (при обращении в суд);
    • кадастровый паспорт, схема участка (а также копии этих документов).
    • Скачать бланк заявления на установления сервитута
    • Скачать образец заявления на установления сервитута
    • Скачать бланк заявления на регистрацию сервитута
    • Скачать образец заявления на регистрацию сервитута

    Сроки действия и стоимость процедуры

    Период действия сервитута оговаривается соглашением, которое подписывают стороны, и предусматривает срочный период, где указываются сроки окончания действия договора и постоянный. Сроки постоянного периода не ограничены и действие права пользования территорией сохраняется до расторжения соглашения или прекращения оснований для его действия.

    Стоимость процедуры оформления земельного сервитута подразумевает под собой уплату государственной пошлины для граждан в размере 2000 рублей (НК РФ статья 333.33, пункт 22).

    Стоимость обременения прав гражданина, который разрешил пользоваться ограниченным правом другому собственнику, исчисляется из кадастровой стоимости надела в пределах 0.01% за год действия сервитута. В заключаемый между сторонами договор, по согласию сторон, может быть внесена другая сумма, предполагающая компенсацию обремененной правами стороне за причиненные неудобства.

    Вступление в действие

    Обязательная регистрация подписанного гражданами соглашения в Росреестре определяет время для вступления в силу частного сервитута. Дата регистрации документа является началом действия заключенного между сторонами соглашения.

    Заинтересованный в подписании соглашения собственник вступает в права ограниченного пользования территорией, а обремененный договором владелец уступает ему это право на основании законодательных актов РФ.

    Обращение в судебные инстанции

    Несогласие собственника соседнего земельного надела на добровольное установление сервитута, предоставляет право заинтересованному лицу обратиться за защитой своих прав в судебную инстанцию. Судебные органы власти на основании предоставленных истцом документов рассмотрят поданный иск и вынесут свое решение по удовлетворению или отказе в просьбе заинтересованного гражданина.

    Читайте также:  Как быть, если заставляют увольняться?

    Судебные органы правосудия учитывают интересы сторон и имеют право самостоятельного определения всех приемлемых условий частного сервитута. Суд может самостоятельно установить границы проезда через участок, а также рассмотреть вопрос компенсации за причиняемые владельцу участка неудобства. Решение суда подлежит обязательному выполнению, и никто не имеет права препятствовать его реализации.

    Прекращение действия соглашения

    Для прекращения действий частного сервитута нужны обстоятельства, которые позволили бы собственнику обремененного участка потребовать расторжения заключенного договора. Такими основаниями для прекращения действий соглашения являются:

    • прекращение оснований для дальнейшего ограниченного использования территорией;
    • прекращение сроков действия соглашения;
    • отказ заинтересованного лица от продолжения действия соглашения;
    • покупка территории или объекта заинтересованным лицом, инициировавшим установление сервитута;
    • утрата земельным наделом его целевого предназначения;
    • исключение территории из земельного оборота и перевод участка на государственные цели и потребности использования;
    • ликвидация объекта (подразумевается поломка коммуникаций, обвал дороги, высыхание воды; снос строений).

    Несогласие владельца о наложении на его землю данных обязательств

    Случаи несогласия собственников земельных участков с частичным использованием их территории соседом встречаются часто. С одной стороны заинтересованное лицо желает проложить дорогу или маршрут для коммуникаций по кратчайшему пути, что позволило бы ему избежать лишних затрат и сэкономить время. Но на таком выгодном направлении располагается участок соседа, который не дает согласия на установлении сервитута.

    Собственник надела земли, на который предполагается наложить обременение может не предоставить своего согласия и подать встречный иск против предоставления частного сервитута заинтересованному лицу. Суд в обязательном порядке учитывает предоставленные обеими сторонами аргументы и доводы, которыми руководствуются граждане, изучает возможности и только потом выносит свое решение.

    Установление частного сервитута не совсем приятная процедура для собственников расположенных по соседству участков. Хорошо если дело решается добровольно и отношения между соседями не портятся. Материальная заинтересованность владельца обремененного участка часто оказывает решающую роль в принятии законодательного решения.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-46-18 (Москва)
    +7 (812) 425-63-64 (Санкт-Петербург)

    Верховный суд напомнил, где можно спорить о сервитуте

    Верховный суд опубликовал 17-страничный обзор практики по делам об установлении сервитута на земельный участок. Нужно ли соблюдать досудебный порядок урегулирования такого спора, и, если нет, в каком суде он должен проходить, – ВС разбирает эти и другие вопросы на простых примерах.

    Что нужно знать

    Сервитут, наряду с правом собственности, является вещным правом. Правила и порядок его предоставления содержатся в ст. 274 – 276 ГК, которые предусматривают, что собственник недвижимого имущества (в рассматриваемых ВС случаях – земельных участков) может требовать предоставить ему право ограниченного пользования соседним участком (то есть сервитут). Обычно оно устанавливается для обеспечения проезда, строительства либо реконструкции линейных объектов. Чтобы это сделать, необходимо заключить соглашение. В том случае, если его не получается достичь, спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Но его можно и прекратить, если отпали основания для установления такого права.

    Как правильно обращаться в суд с иском об установлении сервитута

    Обязательно ли соблюдать досудебный порядок урегулирования спора об установлении сервитута?

    Нет, законодательство не содержит такого требования.

    Г. обратился с иском к В. об установлении сервитута, но райсуд вернул ему заявление, указав, что он забыл соблюсти досудебный порядок урегулирования спора (п. 3 ст. 274 ГК). Упомянутая норма на этот случай не распространяется, возразила апелляция: достаточным основанием для обращения в суд лица, требующего установления сервитута, является недостижение сторонами соглашения о его установлении или условиях. С учетом специфики предъявляемого требования или его условий как вещно-правового способа защиты, по смыслу ч. 5 ст. 4 АПК, направление дополнительно претензии в случае недостижения сторонами соглашения об установлении сервитута или его условиях не требуется.

    В каком суде – общей юрисдикции или арбитражном – должно рассматриваться дело о сервитуте?

    Нужно учитывать субъектный состав участников спора и характер правоотношений.

    Ч. 3 ст. 22 ГПК установлено, что суды рассматривают и разрешают дела за исключением экономспоров и других дел, отнесенных к ведению арбитражей. Последние рассматривают дела с участием организаций, являющихся юрлицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица и имеющих статус ИП. В то же время, одно обстоятельство, что сервитут испрашивается в отношении недвижимого имущества, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, в отсутствие у сторон спора статуса ИП, не свидетельствует о том, что дело носит экономический характер и подлежит рассмотрению АС.

    Пример: райсуд прекратил производство по иску И. к обществу об установлении сервитута, исходя из того, что у заявителя есть статус ИП, а при обращении с требованиями он просил установить сервитут в отношении земельного участка с назначением “для производственных целей”. Служитель Фемиды счел, что спор носит экономический характер и с учетом субъектного состава подлежит разрешению арбитражем.

    Может ли быть установлен сервитут для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке?

    Общество обратилось в суд с иском к Л. об установлении бессрочного сервитута для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, принадлежащий ответчику, в целях обслуживания здания истца. В ходе рассмотрения дела было установлено, что объект, являющийся по техпаспорту материальным складом, был полностью демонтирован. На месте прежнего здания без разрешения на строительство и разрешительной документации истцом возведен новый объект капстроительства с иными техническими характеристиками, право собственности на который в установленном законом порядке истцом не оформлено. Суд пришел к выводу, что истец как лицо, самовольно построившее новый объект, не приобрел право собственности на данную постройку и не вправе требовать от собственника соседнего земельного участка права ограниченного пользования названным участком (сервитута).

    Если основания, по которым установлен сервитут, отпали, кто именно должен обращаться в суд?

    Это может сделать как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут.

    Суд установил сервитут, обременяющий земельный участок, принадлежащий предпринимателю. В последующем общество – собственник участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, предъявило требование о его прекращении. АС счел, что формулировка п. 1 ст. 276 ГК не позволяет удовлетворить иск, поскольку такое право принадлежит только собственнику земельного участка, обремененного сервитутом. Апелляция поддержала доводы нижестоящей инстанции. Кассация, отправляя дело на пересмотр, обратила внимание на следующее: спорная норма ГК предусматривает, что по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Однако такая формулировка не означает, что сервитут не может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, в случае, когда объективно потребность в использовании чужого земельного участка отпала. В данном случае нужно было оценить доводы и доказательства, представленные обществом в обоснование требования о прекращении сервитута.

    Коротко об условиях его установления

    В каких случаях сервитут может быть установлен?

    Только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом).

    Истец А. обратился к Б. с требованием об установлении сервитута, так как через земельный участок, находящийся в собственности ответчика, проходит дорога, ведущая в том числе к участку истца. При этом к земельному участку А. имеется иная дорога, но состояние хуже, а протяженность больше по сравнению с дорогой, проходящей через земельный участок ответчика. Поскольку представленными доказательствами, в том числе заключением землеустроительной экспертизы, была подтверждена возможность прохода и проезда к земельному участку истца без использования земельного участка ответчика, а положения п. 1 ст. 274 ГК допускают установление сервитута для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок только в том случае, когда такие нужды собственника земельного участка (иной недвижимости) не могут быть установлены без установления сервитута, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

    А когда не подлежит установлению?

    В случае, если условия сервитута лишают собственника земельного участка возможности его использовать.

    Общество обратилось с иском к предпринимателю об установлении бессрочного сервитута, ссылаясь на то, что по территории земельного участка, принадлежащего на праве собственности ответчику, проходят подземные сети канализации, необходимые обществу для обеспечения отвода сточных вод. Суды установили, что участки истца и ответчика смежные и образованы при разделе одного участка, на котором находились объекты недвижимости, приватизированные разными лицами. После раздела и приватизации земельных участков собственниками объектов недвижимости на земельном участке предпринимателя оказались расположены часть инженерных сетей канализации и канализационно- насосная станция, используемые обществом в целях обслуживания принадлежащих ему объектов недвижимости и земельного участка под ними. Кроме того, из заключения эксперта следовало, что технически возможно перемещение инженерных сетей и насосной станции со спорного участка на земельный участок общества в целях обеспечения потребностей последнего по отводу сточных вод. Использование же обществом указанных объектов при их нахождении на участке предпринимателя приводит к существенному ограничению в использовании предпринимателем своего участка и здания, расположенного на нем.

    Какие условия необходимо определить, удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута?

    Все, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которого установлен сервитут и который обременен сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сферу действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

    В Хостинский райсуд Сочи обратились владельцы жилых помещений, проход и проезд к которым возможен только через соседний участок – санаторно-курортный комплекс “Сочинский” Минобороны. В 2005 году подъездная дорога к коттеджному городку и вовсе была перекрыта, а в судебном порядке достичь соглашения об установлении сервитута не удалось. Истцы добивались, чтобы ответчики – управление Росимущества и оборонное ведомство – предоставили им и членам их семей право ограниченного пользования участком, где располагался “Сочинский”. Райсуд требования удовлетворил, решение поддержал и Краснодарский краевой суд. Но гражданская коллегия ВС отменила судебные акты и отправила дело на пересмотр. Мотивировала она это тем, что нижестоящие инстанции должны были определить все условия сервитута, который не только соответствовал бы интересам истцов, но и были наименее обременительным для собственника обслуживающего земельного участка. Ограничившись формальным указанием на то, что проезд к принадлежащим истцам жилым помещениям и местам общего пользования возможен только через спорный участок, судами, в нарушение положений статьи 67 ГПК, не дана оценка проведенному в рамках рассмотрения дела экспертному заключению, согласно которому технически возможны иные варианты прокладки новой дороги, ведущей к коттеджному городку, где расположены жилые дома истцов (определение от 11 октября 2016 г. № 18-КГ16-113).

    Плата за сервитут

    Как она определяется?

    Судом, а он должен исходить из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута. Более того, плата может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических.

    Компания пыталась добиться установления сервитута для обеспечения проезда через соседний земельный участок, принадлежащий предпринимателю. В рамках спора бизнесмен не возражал против обременения его имущества, но в то же время заявил требование об определении платы. Общество предложило ежемесячно отдавать ему по 2000 руб., полагая, что деньги соразмерны ограничению права ИП. Но тот был непреклонен: такой размер не учитывает расходы, которые ему нужно понести для оборудования въезда транспорта компании на земельный участок, а также интенсивность его движения. Суд с учетом заключения эксперта установил плату за сервитут в 50 000 руб., подлежащих уплате обществом предпринимателю единовременно, и 8 000 руб., которые подлежат уплате ежемесячно не позднее 5-го числа каждого месяца.

    Можно ли обратиться в суд с требованием об изменении размера платы в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом?

    Да, причем это может сделать любая из сторон.

    Общество обратилось в суд к предприятию с иском об установлении в размере 3000 руб. ежемесячной платы за право ограниченного пользования земельным участком. Стороны при заключении соглашения о сервитуте не смогли должным образом урегулировать этот вопрос. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляцией и кассацией, пункт соглашения об установлении сервитута о плате был изложен в редакции, предложенной обществом: “Плата за сервитут составляет 1 000 руб. в месяц. Плата за пользование подлежит ежегодному изменению на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года начиная с года, следующего за годом, в котором заключено настоящее соглашение”. Довод предприятия о незаконности условия об изменении размера платы был отклонен судами.

    Что такое договор сервитута, как заключается соглашение и сколько действует? Образец заявления

    Соглашение о сервитуте является уникальным субъектом правоотношений, где недвижимость передается в ограниченное пользование другому лицу или кругу лиц. Основные особенности реализации сервитута отражены в Гражданском и Земельном Кодексах РФ. Что представляет из себя такой вид соглашения и как правильно его оформить?

    Что это такое?

    Сервитут – это особый вид соглашения, предусмотренный законодательством, предполагающий возникновение и регламентацию права на установление ограниченного использования чужого имущества (п. 1 ст. 274 ГК РФ). Процедура проводится с учетом следующих особенностей (в скобках указаны пункты ст. 274 ГК РФ):

    • за собственником земельного участка сохраняется право его владения и эксплуатации (п.2);
    • регистрация соглашения производится в соответствии с регламентом, принятым в отношении регистрации недвижимого имущества (п. 3);
    • требование о сервитуте, при сложности в достижении договоренности с собственником, допустимо изъявлять в судебном порядке (п. 3);
    • соглашение заключается на ограниченный или постоянный срок, т. е. бессрочно (п. 4);
    • пользование участком может предоставляться за плату (п. 5);
    • соглашение допустимо заключать в отношении государственной и муниципальной собственности (п. 6).

    Если право собственности обремененным земельным участком переходит к другому лицу, то сервитут не оканчивает свое действие, а переходит совместно с недвижимостью (п. 1 ст. 275 ГК РФ). Таким образом, соглашение о сервитуте – это способ установить и урегулировать право пользования частью чужого участка, а также письменно обозначить условия, сроки и реквизиты сторон договора.

    Статья 275 ГК РФ. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

    1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
    2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

    Подробнее о том, что такое сервитут, как и когда он оформляется, мы рассказываем в отдельной статье.

    Назначение

    Частный и публичный сервитуты устанавливаются в случаях, когда собственникам соседних или близлежащих земельных участков, а также органам государственной власти, необходимо воспользоваться частью чужого имущества. В соответствии с п. 4 ст. 23 ЗК РФ публичное соглашение заключается в целях:

    • обеспечения проезда или прохода к объектам общего пользования;
    • размещения геодезических объектов;
    • прокладки инженерных, кабельных сетей;
    • проведения земельных и водных работ;
    • перемещения или выпаса фермерских животных;
    • сенокоса, охоты, рыбалки, сельскохозяйственного промысла;
    • проведения дорожных, автомобильных линий;
    • строительства инженерных конструкций и сооружений.
    Читайте также:  Какие реквизиты указывать в иске?

    Назначение частного сервитута определяется договоренностью сторон соглашения, например, при необходимости размещения сквозного дорожного полотна общего пользования или прокладки кабеля на территории соседнего участка.

    Стороны

    Так как по специфике назначения договор носит частный или публичный характер, то стороны соглашения выступают как единолично или в составе определенного круга лиц, так и в составе неопределенного.

    При этом пользователями и обладателями сервитута могут стать:

    • физические лица;
    • индивидуальные предприниматели;
    • юридические лица;
    • муниципальные организации;
    • органы исполнительной власти.

    Сторонами соглашения выступают владелец имущества, обременяемого сервитутом (землевладелец) и собственник недвижимости, в пользу которого заключается соглашение (сервитуарий). В некоторых случаях сервитуарием может выступать лицо, пользующееся имуществом на правах бессрочного или пожизненного проживания, например, по договору ренты, а также арендатор (ст. 39.24 ЗК РФ).

    Заключение сервитутного соглашения

    Условия установления соглашения на право пользования частью недвижимого имущества в отношении государственных и муниципальных объектов регламентированы гл. V.3 ЗК РФ. Положения, касающиеся формы, существенных условий договора и регистрации сделки, актуальны в отношении частной собственности. Этапы процедуры:

    1. оформление и подача заявления в уполномоченной орган исполнительной власти;
    2. оформление соглашения;
    3. регистрация сделки.

    Подача заявления

    Если сервитут устанавливается в отношении муниципального или государственного имущества, заявитель должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением о заключении соглашения.

    В документе должны быть перечислены цели и сроки действия сервитута (п. 1 ст. 39.26 ЗК РФ).

    В течение 1 месяца с момента подачи заявления муниципальный или государственный орган обязан выполнить одно из следующих действий:

    • направить заявителю уведомление, свидетельствующее о принятии положительного решения;
    • предложить заявителю обновленный кадастровый план с рекомендованными границами сервитута (как на схеме кадастрового плана отображают границы сервитута мы рассказывали тут);
    • направить уведомление об отказе с указанием причины.

    При передаче в ограниченное пользование только части недвижимости необходимо дополнительно предоставить кадастровый план с очерченными границами территории, передаваемой в эксплуатацию.

    Оформление

    При этом п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ содержит перечень существенных условий, которые обязательно отражаются в соглашении. Среди них:

    • кадастровый номер недвижимости, обременяемой сервитутом;
    • номер части объекта недвижимости, обременяемой сервитутом, если в ограниченное пользование передается не вся площадь участка (о том, как сервитутом обременяется часть ЗУ, мы подробнее рассказываем здесь);
    • реквизиты и контактные данные сторон соглашения;
    • срок действия;
    • условия и размер платы;
    • права и обязанности сторон.

    По структуре документ представляет из себя лист формата А4 с нумерованным подразделами, отражающими основные условия договора:

    1. предмет договора;
    2. права и обязанности Землепользователя;
    3. права и обязанности Сервитуария;
    4. срок действия;
    5. условия и размер платы;
    6. основания для прекращения договора;
    7. ответственность и гарантии;
    8. особые условия;
    9. реквизиты и подписи сторон.

    Печатная форма договора заполняется прописью в зарезервированных местах синей или черной ручкой без помарок и исправлений.

    Содержание

    Условия соглашения устанавливаются сверху вниз, начиная с наименования – «Договор об установлении земельного сервитута». Ниже в шапке перечисляются:

    • наименование населенного пункта, в котором заключается договор;
    • дата оформления;
    • наименование предприятия, юридического лица или полное имя физического лица, выступающего землепользователем;
    • наименование предприятия, юридического лица или полное имя физического лица, выступающего сервитуарием.

    Рассмотрим, что является предметом этого соглашения об установлении сервитута в отношении ЗУ. Предмет договора:

    1. указание на предоставление части или полной площади участка в ограниченное пользование в соответствии с условиями соглашения;
    2. адрес участка, обременяемого сервитутом, находящегося в собственности землепользователя;
    3. адрес участка, находящегося в собственности сервитуария;
    4. целевое назначение земельной площади;
    5. площадь участка в гектарах;
    6. границы сервитута в соответствии с кадастровым планом;
    7. цели заключения соглашения.

    Права и обязанности Землепользователя:

    1. право беспрепятственного доступа на площадь, обремененную сервитутом;
    2. требование о соблюдении сервитуарием норм экологической и технической безопасности;
    3. право требования своевременного внесения платы со стороны обладателя сервитута;
    4. требование о возмещении убытков, понесенных в процессе пользования земельным участком;
    5. право на решение споров в судебном порядке;
    6. обязательство по передаче обременяемой площади в срок, установленный договором;
    7. обязательство по обеспечению беспрепятственного доступа сервитуарию.

    Права и обязанности Сервитуария:

    1. право на пользование выделенной части земельного участка в соответствии с назначением, установленным договором;
    2. право на беспрепятственный доступ к территории, обременяемой сервитутом;
    3. право на эксплуатацию инженерной коммуникации по согласованию с землепользователем;
    4. обязательство по безопасному и добросовестному использованию участка;
    5. обязательство по использованию участка по целевому назначению;
    6. обязательство по осуществлению выплат в сумме, установленной договором;
    7. обязательство по возмещению убытков и затрат на регистрацию соглашения.

    Подробнее о правах и обязанностях обладателей сервитута прочтете в отдельной статье.

    1. срок действия договора: срочный (точный срок), бессрочный, пожизненный;
    2. цена договора, условия и срок внесения платежей, а также возможность пересмотра цены при повышении налоговой ставки, НДС, индексации и т. д.;
    3. перечень оснований для прекращения действия соглашения;
    4. гарантийные условия и ответственность сторон соглашения.

    В особых условиях следует указать возможность досудебного урегулирования споров, сохранение сервитута при передачи собственности другому лицу, а также количество экземпляров договора. Отдельным пунктом необходимо установить опись документов, прилагающихся к договору: кадастровый план и схема границ сервитута.

    В разделе «Реквизиты и подписи сторон» необходимо перечислить адреса, паспортные данные, даты рождения и полные имена сторон соглашения, заверив подписями Землепользователя и Обладателя сервитута.

    Регистрация

    Основанием для внесения изменений в государственный реестр является заявление и соглашение о заключении сервитута с подписями сторон сделки. Для этого собственнику земли, обременяемой сервитутом, необходимо обратиться в Росреестр со следующим пакетом документов:

    • документ, свидетельствующий о праве собственности;
    • документ, удостоверяющий личность;
    • схема границ сервитута и кадастровый план (при необходимости);
    • документ, свидетельствующий об оплате государственной пошлины.

    По состоянию на 2019 г. стоимость госпошлины составляет 1,5 тыс. рублей для физических лиц и 6 тыс. рублей для юридических. По окончании процедуры заявитель получает свидетельство о регистрации. Срок рассмотрения и подготовки документов составляет 10 дней с момента подачи заявления или 3 дня, если соглашение заверено у нотариуса.

    Подробнее о процедуре регистрации сервитута мы рассказывали тут.

    Условия оплаты

    Условия и размер платы, устанавливаемой в отношении сервитуария, строго не регламентированы законом. Однако, если предметом договора выступает недвижимость, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, то плата устанавливается (п. 2 ст. 39.25 ЗК РФ):

    • Правительством РФ в отношении недвижимости, находящейся в федеральной собственности.
    • Региональным Правительством субъектов РФ, если собственность принадлежит органам регионального управления.
    • Органом местного самоуправления в отношении муниципальной недвижимости.

    Средства, перечисляемые в пользу землепользователя, направляются в счет регионального, муниципального или федерального бюджета РФ, либо в пользу определенного лица или круга лиц, являющихся субъектами частного соглашения (п. 3). Плата по частному соглашению устанавливается в соответствии со ст. 424 ГК РФ по взаимной договоренности сторон.

    О методике определения и порядке внесения платы за сервитут на земельный участок мы рассказываем в этой статье.

    Срок действия

    Срок действия соглашения урегулирован ст. 19 43 Федерального Закона РФ. Во всех случаях, предусмотренных Земельным Кодексом РФ, период действия договора устанавливается:

    • на срок, оговоренный текстом соглашения;
    • на неограниченный срок с возможностью перехода права по наследству/договору;
    • на срок не более 2-х лет, если целевое назначение договора предполагает проведение региональных, федеральных работ, исследовательсикх или изыскательных работ.

    При установлении сервитута в связи с эксплуатацией региональных или федеральных линейных объектов договор заключается на неограниченный срок (п. 3 ст. 19).

    Если в тексте соглашения не оговорены сроки действия сервитута, то договор продолжает действовать на протяжении 5-ти лет с момента заключения (п. 4 ст. 19).

    О том, на какой срок может устанавливаться сервитут, мы также рассказываем в этом материале, а здесь вы сможете узнать о видах и классификации сервитута по срокам.

    Основания для прекращения действия

    Стороны соглашения перечисляют в договоре обстоятельства, по наступлении которых договор прекращает действие. Ими могут стать:

    • окончание срока действия, предусмотренного договором;
    • объединение земельных участков землепользователя и сервитуария;
    • одностороннее или обоюдное волеизъявление субъектов соглашения;
    • отсутствие необходимости в использовании сервитута на протяжении определенного срока, например 3-х лет.

    Перечень основания для прекращения сервитута мы также приводим в отдельном материале.

    Таким образом, владельцы недвижимого имущества при необходимости вправе заключить соглашение для предоставления ограниченного права пользования участком или его части другому собственнику. При этом предметом договора может выступать как частная, так и государственная собственность. Документ обязательно регламентирует права и обязанности сторон, срок действия соглашения, а также размер и условия внесения платы.

    13 позиций по сервитуту

    Президиум Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года утвердил Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок. Документ состоит из 13 пунктов и содержит и уточнения уже существовавших позиций судов, и ответы на некоторые вопросы об установлении сервитутов, по которым ранее отсутствовало единообразие в судебной практике. В частности, обозначены критерии подведомственности споров об установлении, изменении условий и о прекращении сервитутов. Как разъяснила высшая судебная инстанция, при решении вопроса, какому суду – общей юрисдикции или арбитражному – надлежит рассматривать спор, необходимо исходить как из критериев субъектного состава участников спора, так и из характера правоотношений, применяемых в совокупности. В теме номера читайте о наиболее интересных с точки зрения правоприменительной практики позициях ВС РФ.

    Для урегулирования спора об установлении сервитута соблюдение обязательного досудебного порядка не требуется. Верховный Суд РФ, анализируя п. 3 ст. 274 ГК РФ, указал, что, исходя из указанной нормы, достаточным основанием для обращения в суд лица, требующего установления сервитута, является недостижение сторонами соглашения об установлении или условиях сервитута, то есть возникновение между ними спора.

    Следовательно, обязательный досудебный порядок данная норма не устанавливает, а с учетом специфики предъявляемого требования специальное направление претензии в случае недостижения сторонами соглашения об установлении сервитута или о его условиях в соответствии с п. 5 ст. 4 АПК РФ не требуется.

    Хотя этот подход и был ранее поддержан судебной практикой, полагаем, что закрепление его в Обзоре весьма полезно для устранения любых возможных трактовок указанной нормы при обращении в суд.

    При решении вопроса о подведомственности спора о сервитуте необходимо учитывать не только субъектный состав участников, но и характер правоотношений. В данном пункте Обзора ВС РФ напомнил об общих правилах установления подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а также обратил внимание на то, что спор об отмене сервитута подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции или арбитражным судом с учетом субъектного состава участников процесса и характера правоотношения вне зависимости от того, каким судом установлен сервитут.

    Сервитут не может быть установлен для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке. Не подлежит сомнению, что, рассматривая спор об установлении сервитута, суд должен прежде всего установить наличие прав на объект, для обслуживания которого необходимо установить сервитут. С учетом положений ст. 222 ГК РФ лицо, самовольно построившее объект, не вправе требовать установления сервитута для обслуживания этого объекта, так как оно не приобрело право собственности на данную постройку.

    Законом допускается установление частного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейного объекта. Достаточно часто в судебной практике встречается вывод о невозможности установления сервитута на основании ст. 274 ГК РФ в случае необходимости эксплуатации тех или иных коммуникаций, так как в этой ситуации речь не идет об интересах одного лица, а в ЗК РФ специально предусмотрена возможность установления публичного сервитута.

    В Обзоре ВС РФ обратил внимание на особенности и отличие порядка установления и содержания публичного сервитута и сервитута, устанавливаемого по правилам гражданского законодательства, и указал, что сами по себе положения подп. 2 п. 3 ст. 23 ЗК РФ, допускающие принятие нормативного акта об установлении публичного сервитута в целях эксплуатации и ремонта линейных объектов, не являются основаниями для отказа в удовлетворении требования в порядке ст. 274 ГК РФ.

    С требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник служащего земельного участка. Непривычной является ситуация, когда с требованием об установлении сервитута обращается сам собственник участка, в отношении которого необходимо установить сервитут. Легко представить себе наличие такого интереса у правообладателя земельного участка, на котором расположен линейный объект, принадлежащий иному лицу, которое, фактически пользуясь земельным участком, отказывается от заключения соглашения о сервитуте, в котором бы определялся порядок пользования, а также размер платы за сервитут. В таких случаях суды, буквально толкуя п. 1 ст. 274 ГК РФ, нередко отказывали в удовлетворении исковых требований, даже когда собственник земельного участка ранее обращался за защитой своих прав на основании ст. 301 и 304 ГК РФ и ему было отказано.

    В Обзоре ВС РФ указал на то, что ст. 274 ГК РФ не ограничивает право собственника земельного участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на указанный земельный участок, с требованием об установлении сервитута в случае недостижения согласия о его установлении или об условиях соглашения.

    Данное разъяснение представляется более чем важным и полезным, однако стоит обратить внимание на два существенных момента:

    ­– ВС РФ говорит только о тех случаях, когда линейный объект возведен после возникновения частной собственности на земельный участок. Это означает, что, если участок приобретен после возведения линейного объекта, соответствующее право требовать установления сервитута у такого собственника формально не возникает. При этом с учетом того, что при покупке земельного участка физически обнаружить, например, подземную сеть можно далеко не всегда, а сведения о ней могут отсутствовать в ЕГРН, такое ограничение права на обращение с соответствующим требованием представляется не вполне справедливым.

    – На право на обращение с требованием об установлении сервитута собственником служащего земельного участка в Обзоре указано только применительно к случаю эксплуатации линейного объекта. Представляется, что такой способ защиты права может быть использован и во всех остальных случаях, когда может быть установлен сервитут, однако лицо, фактически используя земельный участок, отказывается заключать соответствующее соглашение.

    С требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в том числе собственник земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут. В существующей судебной практике достаточно часто встречается вывод о том, что в силу п. 1 ст. 276 ГК РФ право обращаться с требованием о прекращении сервитута принадлежит только собственнику земельного участка, обремененного сервитутом.

    Такой подход представляется необоснованным, так как, по сути, суды ограничивают право собственника земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, на обращение с требованием о прекращении сервитута, только исходя из буквального толкования п. 1 ст. 276 ГК РФ. Однако указанная норма прямого запрета на предъявление соответствующего требования не содержит, при этом очевидно, что у собственника земельного участка, в пользу которого установлен сервитут, может существовать правовой интерес в его прекращении (например, когда решением об установлении сервитута предусмотрены взимание платы за сервитут или какие-либо обязанности по ремонту имущества). В случае если судом будет установлено, что основания для использования земельного участка действительно отпали и отсутствует угроза дальнейшего использования земельного участка без выполнения соответствующих условий, содержащихся в решении об установлении сервитута, удовлетворение требований обратившегося с требованием о прекращении сервитута лица является вполне резонным.

    Очевидно, следуя указанной логике, ВС РФ подчеркнул, что формулировка п. 1 ст. 276 ГК РФ не означает, что сервитут не может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, для обеспечения использования которого установлен сервитут, в случае когда объективно потребность в использовании чужого земельного участка отпала.

    Читайте также:  Как забрать телефон с сервисцентра, который закрылся?

    Сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом). ВС РФ еще раз обратил внимание на то, что сервитут подлежит установлению только в той ситуации, когда собственник лишен объективной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему земельным участком или иным объектом недвижимого имущества иным способом без установления сервитута.

    Данная позиция ранее уже высказывалась Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2012 № 11248/11, где подчеркивалось, что сервитут может быть установлен судом в исключительных случаях, когда предоставление этого права является единственным способом обеспечения основных потребностей истца как собственника недвижимости.

    Но встречалась в практике и иная позиция, основанная на необходимости соблюдения баланса интересов сторон, когда иная возможность обеспечения права пользования собственником своего имущества значительно более обременительна для него. Например, когда расходы на строительство новой дороги несоразмерны затратам собственника участка, в отношении которого устанавливается сервитут.

    Представляется, что данная позиция не соответствует действующим нормам о сервитуте и противоречит абсолютному характеру защиты права собственности. В пункте 1 ст. 274 ГК РФ прямо предусмотрено, что сервитут подлежит установлению только в тех случаях, когда нужды собственника недвижимого имущества не могут быть обеспечены без его установления, а право собственности на земельный участок пользуется абсолютной защитой и не может быть произвольно ограничено в пользу иного лица, поэтому нельзя говорить о каком-либо балансе интересов сторон в этой ситуации. Разумный баланс интересов сторон с учетом положений ГК РФ должен соблюдаться только в случае отсутствия иной возможности собственника реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом), и то только для соблюдения условия наименьшей обременительности сервитута для собственника земельного участка.

    Сервитут не должен препятствовать собственнику земельного участка использовать его в соответствии с разрешенным использованием. В приведенном в Обзоре деле было заявлено требование об установлении бессрочного сервитута для эксплуатации подземных сетей канализации, однако, так как из проведенной экспертизы следовало, что возможно перемещение инженерных сетей со спорного земельного участка, а нахождение их на участке существенно ограничит собственника участка в его использовании, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

    Указанная позиция прямо следует из п. 1 ст. 274 ГК РФ и соответствует сложившейся судебной практике.

    Сервитут должен быть установлен на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого он устанавливается. В рассматриваемом пункте Обзора ВС РФ указал, что при наличии нескольких реальных вариантов прохода (проезда) к земельному участку сервитут должен быть прежде всего наименее обременительным для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.

    При этом не имеет значения, насколько оптимальным будет установленный вариант сервитута для лица, в пользу которого он устанавливается, поскольку на основании необходимости соблюдения разумного баланса интересов сторон ограниченное вещное право, которое обеспечивает только необходимые нужды истца, не должно создавать существенных неудобств для собственника обремененного земельного участка.

    Удовлетворяя исковые требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается. ВС РФ подчеркнул, что, так как решение суда, принятое в соответствии с п. 3 ст. 274 ГК РФ, является основанием для государственной регистрации сервитута, в резолютивной части соответствующего судебного акта должны быть приведены все условия, на которых суд устанавливает сервитут, а именно: сведения о земельных участках, для обеспечения использования которых установлен сервитут и которые обременены сервитутом, содержание сервитута, вид сервитута, сфера действия, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных и иных работ, и пр.

    Указанный подход представляется вполне очевидным с учетом норм действующего законодательства о сервитуте, о регистрации прав, а также норм процессуального права.

    Отсутствие в ЕГРН сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом. В данном пункте Обзора анализируется судебная практика, где суды признавали, что сведения о части земельного участка, обременяемого сервитутом, должны содержаться в государственном кадастре недвижимости в любом случае.

    ВС РФ указал, что законодательство о регистрации прав не содержит обязательного требования о кадастровом учете части земельного участка в случае заключения соглашения о сервитуте. Такая обязанность содержится, в частности, в ст. 39.25, 39.26 ЗК РФ применительно к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, кроме случая заключения соглашения на срок менее трех лет.

    В остальных случаях, когда закон прямо не устанавливает обязанность поставить на кадастровый учет часть земельного участка, для государственной регистрации сервитута достаточно представления документов, отражающих сферу действия сервитута и его содержание, необходимых для внесения информации в ЕГРН. При этом сервитут и как ограниченное вещное право, и как обременение недвижимого имущества подлежит регистрации в отношении всего объекта недвижимого имущества, сведения о котором содержатся в ЕГРН.

    Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь форму как единовременного платежа, так и периодических платежей. Спорными вопросами часто являются именно установление и размер платы за сервитут.

    Согласно п. 5 ст. 274 ГК РФ и п. 6 ст. 23 ЗК РФ собственник земельного участка, обремененного сервитутом, по общему правилу вправе требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

    В Обзоре ВС РФ сделал важный вывод о распределении бремени доказывания по вопросам об установлении платы за сервитут: при отсутствии согласия собственника объекта недвижимости, обременяемого сервитутом на безвозмездное пользование, обязанность по представлению доказательств обоснованности предлагаемого к установлению размера платы возложена на истца. Кроме того, ВС РФ предпринял попытку определить критерии для определения размера такой платы.

    Так, ВС РФ указал, что размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, а также должен компенсировать те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

    В Обзоре обозначен подход к установлению судом размера платы за сервитут исходя из убытков собственника земельного участка, обременяемого сервитутом (реального ущерба и упущенной выгоды). Данный подход представляется обоснованным, так как сервитут сам по себе содержит элемент объективной необходимости его установления, а потому определение размера платы за него другими способами нарушило бы баланс интересов сторон.

    Размер платы за сервитут может быть изменен как в соответствии с условиями соглашения, так и в судебном порядке. ВС РФ разъяснил, что условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы, а в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом, каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении). Доказыванию в таких делах подлежит увеличение объема ограничения прав по сравнению с моментом заключения соглашения.

    С учетом изложенного отметим, что появление Обзора ВС РФ по вопросам установления сервитута, безусловно, поможет развитию правоприменительной практики. Однако скудность правового регулирования данного института (в ГК РФ содержится всего три статьи) и многообразие проблем приводят к возникновению новых вопросов, которые требуют разрешения.

    Соглашение об установлении сервитута на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

    Соглашению об установлении сервитута посвящена статья 39.25 ЗК РФ.

    Земельный сервитут: понятие, характеристика, правовая регламентация

    Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим имуществом. В российской правовой системе сервитут может быть установлен только в отношении недвижимости.

    Правовая регламентация сервитутных правоотношений осуществляется с помощью ст. 216, 274 – 277, 613, 694 Гражданского кодекса РФ и отраслевого законодательства: Земельного (ст. 23), Водного и Лесного кодексов. Будучи вещным правом и обременением одновременно, сервитут подлежит регистрации в ЕГРП по правилам Федерального закона № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

    Институт земельного сервитута был разработан еще римскими юристами.

    Ограниченное право пользования чужим участком устанавливалось с целью восполнения недостающих благ, свойств или удобств соседнего участка. Речь шла об установлении права прохода, прогона скота, использования водоема для водопоя и подобном. В дореволюционной России земельный сервитут назывался «правом участия частного».

    Установление сервитутов допускается в связи с невозможностью или затруднительностью использования недвижимости. Обеспечивается разумный баланс интересов:

    • сервитут не должен препятствовать собственнику обремененного имущества использовать его согласно целевому назначению;
    • причиненные владельцу обремененного имущества неудобства компенсируются путем установления соразмерной платы за сервитут.

    Сервитуты делятся на:

    • личные – установленные в пользу отдельных правообладателей на определенный срок или до конца их жизни;
    • предиальные – установленные в пользу собственника соседней или иной недвижимости, как правило, бессрочно.

    Земельные сервитуты отнесены к предиальным. В рамках земельных правоотношений речь идет об обремененных и господствующих участках.

    Но поскольку господствующий земельный участок – это объект, а не субъект права, говорить о его правах неправильно. Правами наделен исключительно правообладатель: собственник, арендатор, землепользователь господствующего участка.

    Смена правообладателя влечет автоматическую смену носителя сервитутных прав. При этом их объем остается неизменным (ст. 275 ГК РФ).

    Законодательство разных стран предусматривает возможность установления земельного сервитута в силу закона, обычая, договора. Согласно ст. 274 ГК РФ сервитут в отношении недвижимости устанавливается соглашением сторон. При отсутствии согласия между собственниками участков спор разрешается в суде. При этом:

    • собственник господствующего участка может добиться установления и государственной регистрации сервитута в ЕГРП без согласия владельца обременяемого;
    • собственник обременяемого участка может установить и в дальнейшем взыскивать плату за пользование (пусть и ограниченное) своим участком или частью его.

    Содержание соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    Такого рода соглашение должно содержать сведения, перечисленные в ст. 39.25 ЗК РФ. Это:

    • ФИО/наименование сторон соглашения, юридические адреса и идентификационные данные сторон (в отношении физлиц – дата рождения, налоговый код, серия и номер паспорта);
    • сведения о представителях, действующих от имени сторон и документарных подтверждениях их полномочий (приказ о назначении на должность, доверенность);
    • кадастровый номер господствующего участка, в пользу собственника которого устанавливается сервитут;
    • причины, цели, правовые и фактические основания обременения участка муниципальной или госсобственности сервитутом;
    • срок действия сервитута;
    • если сервитут устанавливается на часть участка, сведения, позволяющие идентифицировать такую часть и достоверно установить ее границы;
    • размер платы, взыскиваемой с правообладателя за ограниченное пользование публичными землями;
    • виды разрешенной деятельности сервитутодержателя на обременяемом участке;
    • исключительный перечень правомочностей на осуществление таких видов деятельности;
    • ссылка на обязательство лица, в интересах которого установлено сервитутное обременение, своевременно и в полном объеме вносить соответствующую плату;
    • обязательство правообладателя, в интересах которого установлен сервитут на публичные земли, привести участок в состояние, пригодное для использования согласно целевому назначению (если актуально).

    Как определяется плата по соглашению об установлении сервитута

    Органы власти, представляющие интересы государства или территориальных общин, не располагают свободой договора. В силу ст. 421 ГК РФ она гарантирована только частным лицам. Условия соглашения о сервитуте, в том числе касательно взимаемой платы, устанавливаются нормативно.

    Порядок расчета платы за ограниченное пользование землями общефедеральной собственности установлен Постановлением Правительства РФ № 1461 от 23.12.14 г. Общее правило: размер платы определяется исходя из кадастровой стоимости участка и составляет 0,01% такой стоимости.

    Если права сервитутодержателя по условиям договора распространяются на часть участка, плата за сервитут устанавливается из расчета охватываемых сервитутом площадей. Сведения о площади в зависимости от способа оформления соглашения о сервитуте (обычного или упрощенного) можно почерпнуть из:

    • специально разработанной кадастровой документации, касающейся установления сервитута;
    • схемы границ сервитута на кадастровом плане территории.

    В случаях, когда земли общефедеральной собственности предоставлены в аренду, постоянное пользование либо пожизненное наследуемое владение, размер платы за установление сервитута определяется квалифицированным оценщиком по правилам Федерального закона РФ № 135 «Об оценочной деятельности в РФ».

    При расчете стоимости сервитута специалист принимает во внимание разницу рыночной стоимости соответствующих прав (аренды, пользования) до и после установления сервитута.

    Порядок расчета платы за сервитут в отношении участков, находящихся в региональной собственности, устанавливается региональными властями; муниципальной – органами местного самоуправления. Правила аналогичны установленным на федеральном уровне.

    Плата за сервитут вносится, как правило, раз в год. Смена правообладателя земельного участка не признается основанием пересмотра ранее установленной платы по соглашению о сервитуте. Однако при перезаключении сервитутного договора на новый срок условия оплаты могут измениться.

    Лица, получающие плату по соглашению об установлении сервитута

    Плата по договору об установлении сервитута перечисляется сервитутодержателем его контрагенту – тому, с кем заключено соглашение об установлении сервитута. Перечень лиц, уполномоченных на заключение таких соглашений от имени публичных образований, перечислены в ст. 39.24 ЗК РФ.

    Если участок муниципальной или госсобственности передан в аренду, временное или постоянное пользование, соглашение о сервитуте подписывает правообладатель (арендатор, землепользователь), например, унитарное предприятие, коммунальное или госучреждение. Они же получают плату с сервитутодержателя.

    Если участок публичных земель не передан в пользование, договор о сервитуте заключает собственник – государство или территориальная община в лице уполномоченного органа власти. Тогда плата за сервитут перечисляется непосредственно в государственную казну, региональный или местный бюджет.

    Установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    Земельные участки муниципальной и госсобственности нередко имеют большую площадь. При этом заинтересованное лицо зачастую претендует на право ограниченного пользования лишь малой частью участка.

    Желание минимизировать площадь, в отношении которой устанавливается сервитут, обусловлено:

    • хозяйственной необходимостью;
    • пропорциональностью оплаты действительной площади участка, на которую распространяются правомочности сервитутодержателя.

    Таким образом, соглашение о сервитуте может предполагать установление права ограниченного пользования в отношении части земельного участка. Однако при этом оно должно надлежащим образом идентифицировать эту часть. Правила, подлежащие применению к таким ситуациям, зависят от срока действия сервитута.

    Определение границы действия сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

    Если срок действия соглашения об установлении сервитута больше 3 лет, договор должен содержать ссылку на учетный номер части участка, в отношении которой устанавливается сервитут. Предполагается следующий порядок действий:

    • проведение землеустроительных работ, документальное (не на местности) выделение части участка, в отношении которой устанавливается сервитут;
    • осуществление учета части участка в ГКН с присвоением кадастрового номера;
    • заключение соглашения об установлении сервитута;
    • регистрация обременения участка сервитутом в ЕГРП.

    Если срок действия договора об установлении сервитута на часть участка составляет менее 3 лет, по обоюдному согласию сторон процедуру заключения сделки можно упростить.

    В силу п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ стороны вправе не ссылаться на кадастровый номер части участка.

    Им достаточно согласовать и приложить к договору схему границ сервитута на кадастровом плане территории.

    Для краткосрочного договора об установлении сервитута этого документа достаточно для установления территориальных рамок действия сервитута. При этом проведения землеустроительных работ, выделения части, постановки ее на учет в ГКН и ЕГРП не требуется. В этом случае сведения об обременении участка сервитутом не становятся общедоступными.

    Стоит учесть, что оформление краткосрочного договора об установлении сервитута в отношении части земельного участка публичной собственности в упрощенном порядке является правом, а не обязанностью сторон.

    Лицо, претендующее на установление сервитута, вправе инициировать процедуру согласования границ по общим правилам. Однако землеустроительные работы и постановка части участка на учет в этом случае будут проводиться за его средства.

    Ссылка на основную публикацию