Сколько рассматривается заявление в органе опеки?

Как в 2020 году получить разрешение от органов опеки и попечительства на продажу квартиры, в которой есть несовершеннолетние собственники

Здравствуйте. Около 40% сделок по продаже квартир, в которых я занималась юридическим сопровождением, одним из собственников являлся несовершеннолетний. Инструкция описана не столько на основании законов и регламентов, сколько на моем опыте общения с инспекторами из опеки. Законы здесь имеют меньшее значение, большее человеческий фактор. В этом Вы убедитесь после прочтения статьи.

Небольшое отступление: в комментариях и консультациях меня часто спрашивают — нужно ли разрешение органов опеки или согласие ребенка, если он не является одним из собственников квартиры, но прописан в ней? Ответ на оба вопроса — нет. Участие органов опеки требуется только при продаже какой-либо собственности (имущества) несовершеннолетнего — п. 2 ст. 37 ГК РФ. Проживание дает только право пользования, но не дает право собственности — п. 1 ст. 292 ГК РФ. Поэтому ни разрешение опеки, ни согласие детей не требуется.

В каждой опеке свои требования к сделке

При оформлении разрешения на продажу очень многое остается на усмотрение самой опеки. В каждой опеке своё видение и требования к сделке, свой взгляд на ту или иную ситуацию. При одних и тех же условиях в одной опеке дадут разрешение, а в соседней могут и отказать. Почему так?

Органы опеки защищают имущественные права несовершеннолетнего — ст. 7 Федерального закона об опеке от 24.04.2008 N 48-ФЗ. Опека даст разрешение на продажу недвижимости ребенка, только если не будут ущемлены его права, не ухудшены его условия — п. 1 ст. 21 того же закона. Но проблема в том, что в законах четко не прописано — в каких именно случаях ущемляются права ребенка, а в каких нет. Поэтому решения разных отделов опеки могут различаться.

Из-за несовершенства закона появляется много споров. С одной стороны родители (опекуны) ребенка, у которых своя ситуация и причина для продажи квартиры. С другой стороны органы опеки, которые могут отказать в оформлении разрешения по своим установленным правилам, препятствуя сделке. При чем в некоторых случаях сотрудник опеки действуют не в интересах ребенка, а чтобы ему не создавали лишних проблем. К сожалению, такова реальность.

Если нужна бесплатная юридическая консультация, можете в любое время написать онлайн юристу справа внизу, можете заказать звонок внизу слева или сами позвонить: 8 (499) 938-45-06 (Москва и обл.) ; 8 (812) 425-64-92 (Санкт-Петербург и обл.) ; 8 (800) 350-29-86 (все регионы РФ) .

Разрешение органов опеки — это лишь один из документов для продажи квартиры, в которой есть несовершеннолетние собственники. По ссылке я перечислила весь список + инструкции как получить ту или иную справку.

На что опека обычно дает разрешение, а на что нет — разбираем ситуации и условия

При продаже недвижимости ребенка нужно обязательно предоставить ему что-либо взамен. Для этого нужно соблюдать его имущественные права и интересы. За этим и должна следить опека, разбирая каждую ситуацию.

Ситуация №1 — Выделить ребенку аналогичную долю в покупаемой взамен недвижимости

    При покупке другой квартиры (в том же городе/нас.пункте).

Здесь я имею в виду покупку на вторичном рынке и без ипотеки. Это самое распространенное требование, на которое опека легко дает разрешение. В данной ситуации для органа опеки главное, чтобы в новой купленной квартире доля ребенка была не меньше ПО МЕТРАЖУ, чем в продаваемой.

Например, продается однокомнатная квартиру в 40 кв.м. Доля ребенка в ней 1/6, то есть примерно 7 кв.м. Родители (опекуны) ребенка обязаны выделить ребенку минимум те же 7 кв.м. в новой квартире. В данной ситуации они получат разрешение на продажу.

Конечно, лучше всего когда покупается квартира с бОльшим метражом и количеством комнат, а ребенку выделяется бОльшая доля. В такой ситуации легко получить разрешение. А так, опека не сильно обращает внимание на общий метраж новой квартиры. Главное — это соблюдение метража для ребенка.

С другой стороны, по закону и логике нужно смотреть не на метраж, а на стоимость продаваемой и покупаемой квартиры. И уже исходя из разницы в стоимости, определять долю ребенка. Такая же позиция и у судов.

Например, у ребенка имеется 1/4 однокомнатной квартиры. Площадь квартиры — 50 кв.м. Значит у ребенка 12,5 кв.м. Квартиру продают за 4 млн. руб., а взамен покупают более просторную и в новом доме — в 60 кв.м. за 7 млн. руб. Получается, доля ребенка в старой квартире оценена в 1 млн. руб. Значит, из-за разницы в цене доля ребенка в покупаемой квартире должна быть 1/7, что равно 8,5 кв.м. Но у опеки свои требования.

Большинство органов опеки очень не любит такой случай. Многое зависит от города. Например, в Москве местные опеки всегда отказывают. В Санкт-Петербурге разрешают, но не все. Во-первых, не каждый ипотечный банк согласится на то, чтобы ребенок был одним из собственников. Во-вторых, даже если банк и согласится (например, Сбербанк), то квартира (а значит и доля ребенка) будет в залоге/обременении — ст. 1 и ст. 19 Федерального закона об ипотеке от 16.07.1998 N 102-ФЗ. Опека считает, что при залоге на долю ребенка ухудшаются его права. Хотя Верховный суд не видит в этом проблем — Определение от 6 августа 2013 г. № 24-КГ13-4.

Опека может разрешить, если будут улучшения жилищных условий для ребенка. А именно: 1) Ему выделят долю бОльшим метражом. 2) Квартира будет просторней и в ней больше комнат. 3) Доп.условие — вся сумма с продажи квартиры пойдет на покупку новой как первоначальный взнос. Тогда опека оформит два постановления — на разрешение продажи доли ребенка и на залог его доли в покупаемой квартире.

При покупке квартиры в новостройке (строящемся доме).

Дело в том, что так как дом еще не построен, то и долю ребенку в ней выделяется не сразу. И не факт, что дом будет построен вовремя. Почти всегда Застройщики не укладываются в сроки. Поэтому многие опеки отказывают.

В каждой опеке свои требования к Застройщику. Не каждого она одобрит. Например, покупка должна оформляться только по договору долевого участия или уступки прав. Потому что в данном договоре можно сразу указать долю ребенка и он проходит гос.регистрацию — ст. 48 Федерального закона о регистрации недвижимости. Не подойдут Застройщики, которые продают квартиры по договору паенакопления (ЖСК) и предварительному договору купли-продажи.

Если опека одобрит Застройщика, то доля ребенка по метражу должна быть минимум такой же, что и в продаваемой — как и в ситуации на вторичном рынке.

Некоторые в интернете пишут, чтобы дом был построен минимум на 70%. У в Санкт-Петербурге опека на это не обращает внимание, поэтому подробно писать об этом не могу.

При покупке частного дома.

Опека будет смотреть на год постройки дома и его нынешнее состояние. При покупке дома как и с квартирами — в нем нужно выделить ребенку минимум тот же метраж, что и в продаваемой квартире.

Был у меня один случай, когда опека дала разрешение на продажу квартиры с покупкой более дешевого частного дома. Дом находился в 50 км от города и был не в лучшем состоянии. Разрешение дали, т.к. ребенок болел астмой. К документам приложили справку от врача. Комиссия в опеке посчитала, что астматику будет лучше на месте с более чистым воздухом. Да и родители обещали со временем сделать ремонт с разницы в цене.

При покупке комнаты в коммуналке.

Опека считает, что комната в коммуналке хуже, чем доля в отдельной квартире. Ведь в коммуналке общий коридор, кухня и туалет.

Можно получить разрешение, если у ребенка будет бОльший метраж. Например, ребенку выделили по мат.капиталу долю в 1/10 в квартире в 40 кв.м. По метражу получается около у него около 4 кв.м. Если ему купят отдельную комнату, например, в 14 квадратов, то органы опеки, возможно, дадут разрешение.

При покупке недвижимости в другом городе/области.

В данной ситуации опека будет смотреть не на метраж доли ребенка (писала об этом выше), а на кадастровую стоимость продаваемой и покупаемой недвижимости. То есть ребенку нужно выделить долю в покупаемой недвижимости как минимум за ту же стоимость. Лучше ее увеличить. Кадастровую стоимость можно узнать в интернете и бесплатно — инструкция по ссылке.

Чаще всего кадастровая стоимость не соответствует рыночной. Поэтому вместо нее в опеку можно предоставить оценки каждой недвижимости.

Ситуация №1 из практики: семья из Санкт-Петербурга решила переехать в Москву. Их квартира была 50 кв.м. На нее нашли покупателя за 6 млн. руб. Доля ребенка была 1/4 (12,5 кв.м.), то есть его доля оценена в 1,5 млн. руб.

В Москве нашли квартиру поменьше и дороже — за 7 млн. руб. за 40 кв.м. Органы опеки дали разрешение, когда родители предложили выделить долю ребенку в 2 млн. руб., хоть и получилось у него 11 кв.м.

Ситуация №2: Мать с ребенком из Казани решили переехать в Санкт-Петербург. В Казани они продавали однокомнатную квартиру, где доля ребенка была оценена в 2 млн. руб. Опека дала разрешение, хоть взамен ребенку купили комнату в коммуналке. Но комната стоила уже 3 млн. руб.

При строительстве частного дома.

Некоторые родители хотят продать квартиру, и построить частный дом на своем участке. Затем в нем же и выделить долю ребенку. Опека точно не даст разрешение в таком случае. Можно деньги с продажи положить на счет ребенка (разрешают не везде), а лучше деньги на счет + подарить ему какую-либо недвижимость.

Ситуация №2 — Деньги с продажи доли ребенка положить ему на счет в банке

Если у ребенка маленькая доля, то органы опеки охотней дают разрешение на это. Обычно маленькие доли детей появляются при использовании мат.капитала. В данном случае можно выделить долю ребенку, равную сумме его части мат.капитала — Определение Верховного суда РФ от 14.03.2017 N 4-КГ16-73.

Например, супруги купили квартиру за 6 млн. руб. Был использован мат.капитал. На момент покупки его сумма была 409 тыс. руб. Семья из 4 человек, значит каждому государство предоставило по 136,3 тыс.руб. — это 2,28% от 6 млн. руб. (стоимости квартиры). Лучше округлить до полных 3%. Поэтому родители выделили каждому ребенку по 3/100.

Другое дело если у ребенка, например 1/4. В Москве и Санкт-Петербурге редко дают разрешение положить деньги на его счет в такой ситуации. Хотя многое зависит от опеки.

В некоторых опеках говорят, что недвижимость для ребенка лучше и безопаснее, чем деньги. Например, ребенок после совершеннолетия сможет снять деньги со счета и потратить «на всякую фигню». Именно так мне ответила один из сотрудников. Наверное она не в курсе, что ребенок после 18 лет и так может продать свою долю без каких-либо проблем (ст. 246 ГК РФ). Потом деньги с продажи потратить по своему усмотрению.

Есть и другая ситуация, которую рассказала мне знакомая. Опека дала разрешение положить деньги на счет ребенка с продажи его доли. Около 300 тыс.руб. Они знали, что после 18 лет ребенок может распоряжаться своими деньгами как он хочет. В итоге они уговорили его (не без ультиматумов), чтобы он отдал им деньги на ремонт в их частном доме. Он проживал в нем, но не был собственником. Как видите, ситуация здесь двоякая.

Ситуация №3 — Выделить ребенку долю в другой недвижимости через дарение

Например, родители не хотят ребенку покупать взамен недвижимость. Поэтому они просят своих близких родственников, например бабушек и дедушек, подарить внуку долю в их квартире/доме. Или у родителей имеется другая недвижимость и дарить они хотя сами. А деньги с продажи забрать себе.

Опека на такое, как правило, не идет. По крайней мере, в Москве и Санкт-Петербурге точно. В других регионах с этим полегче.

Аргументы опеки при отказе: 1) Считают, что несовершеннолетний ребенок и так может «претендовать» на собственность родителей. А именно получить в наследство их недвижимость как наследник первой очереди — ст. 1142 ГК РФ. К тому же имеет обязательную долю наследстве при завещании не в его пользу — ст. 1149 ГК РФ. А на недвижимость бабушки с дедушки, как наследник по праву представления — ст. 1146 ГК РФ. 2) Дарение является безвозмездной сделкой — ст. 572 ГК РФ. То есть даритель не имеет право ничего требовать взамен, ставить какие-либо условия одаряемому (в нашем случае ребенку).

Некоторые опеки дадут разрешение, если ему подарят долю как минимум в два раза больше по метражу, чем в продаваемой квартире. И то не факт. Можно решить проблему, если подарить долю + положить деньги на счет — об этом ниже.

Если вы в будущем купите квартиру, то можете рассчитывать на налоговый вычет. Размер вычета — 13% от стоимости квартиры, до 260 тыс.руб. Перед покупкой квартиры всегда проверяйте ее: 1) на «юридическую чистоту»; 2) на долги по коммунальным платежам

Ситуация №4 — Положить деньги ребенка на его счет + подарить ему долю

Опека более охотно на такое соглашается. Здесь получается, что у ребенка будет не только деньги на счете, но и недвижимость, хоть и не купленная. Опека видит в этом улучшение условий. Минимальный размер подаренной доли остается на усмотрение комиссии из опеки.

Важно: не нужно заранее дарить недвижимость несовершеннолетнему, а потом идти в опеку за разрешением. Иначе в опеке скажут: «То, что Вы подарили — это ваше дело. Нас это не касается.» И будут правы. Выше я писала, что при дарении нельзя ничего требовать взамен.

Сначала дарители должны принести в опеку нотариальное обязательство, что они обязуются подарить такую-то недвижимость несовершеннолетнему одновременно с продажей. Вместе с обязательством нужно предоставить справку с реквизитами счета ребенка.

Ситуация №5 — Если ребенок уезжает в другую страну или уже проживает в ней на момент продажи квартиры

В данной ситуации опека дает разрешение без каких-либо дополнительных условий — без покупки/выделения доли в другой недвижимости, без закладки денег на счет ребенка и т.п. Сотрудник опеки мне сказал, что они не имеют право диктовать условия в данной ситуации. В постановлении укажут, что разрешают продажу доли ребенка и всё.

Конечно, родителям нужно доказать, что ребенок действительно уезжает или уже живет в другой стране. Например, покажут документы на выезд, паспорт другой страны.

Как получить разрешение

Нужно обращаться в районную опеку только по месту постоянной прописки ребенка , а не места нахождения недвижимости — п. 1 ст. 6 Федерального закона об опеке от 24.04.2008 N 48-ФЗ, ст. 20 ГК РФ и п. 28 Постановления Правительства от 17.07.1995 N 713. Например, в Москве и Санкт-Петербурге опеки делятся по муниципальным округам. В одном районе несколько округов.

В каждой опеке свой график приема граждан — в некоторых можно прийти в любое время, в других только в определенный день недели.

  1. Сначала нужно прийти в опеку, подробно описать свою ситуацию и спросить — в каких случаях можно получить разрешение. В общем, подробно проконсультироваться и подобрать оптимальный вариант решения, который устроит обе стороны. Это нужно сделать в первую очередь. На консультацию разрешается прийти одному и родителей. Даже нанятому риэлтору.
  2. После получения консультаций при наличии обоих родителей, в органы опеки и попечительства должны придти оба, даже если они разведены — п. 1 ст. 61 СК. Или усыновители/опекуны. Если один из родителей лишен родительских прав, то его присутствие не требуется — он ни в чем не участвует (п. 1 ст. 71 СК).

Если ребенку больше 14 лет, он тоже должен присутствовать. Не требуется присутствие детей до 14 лет.

Так выглядит типичный кабинет отдела опеки и попечительства

Отдать сотруднику документы. Список нужных документов перечислила по этой ссылке.

  • Сотрудник опеки выдаст бланки заявлений о получении разрешения на продажу недвижимости ребенка. Их нужно заполнить и подписать. Если ребенку больше 14 лет, то он тоже подписывает заявление — ст. 26 СК. Образцы должны висеть на стендах.
  • Еженедельно собирается комиссия, которая рассматривает заявления и документы от граждан для получения разрешения на их сделки.

    По закону разрешение или отказ должны выдать максимум через 15 дней — п. 3 ст. 51 Федерального закона об опеке от 24.04.2008 N 48-ФЗ. В Санкт-Петербурге обычно оформляют через 10 дней. Но бывают задержки и до месяца.

  • В назначенный день уже одному из родителей можно забрать письменное разрешение, обычно обоим приходить не обязательно. Разрешение выдается бесплатно, платить никому ничего не нужно.
  • Читайте также:  Как написать заявление директору?

    Небольшая хитрость

    Например, родители решили продать квартиру, а новую купить в ипотеку. Они пошли в свою районную опеку, но там им сообщили, что комиссия не даст разрешение. Они посчитали, что раз доля ребенка будет в залоге у банка, это будет являются ухудшением его имущественных прав.

    Что делать? В каждом городе есть как и «строгие» районные опеки, так и более «лояльные». Поэтому родителям нужно прописать ребенка в том районе, где районный отдел опеки спокойно относится к покупке квартиры в ипотеку и легко даст разрешение в данной ситуации. С ребенком должен прописаться один из родителей — п. 2 ст. 20 ГК РФ. Прописка должны быть постоянной, а не временной.

    А где узнать какие отделы опеки «лояльные» в моем городе? Это нужно спрашивать у местных риэлторов. Данная информация собирается годами.

    Если у вас есть вопросы, можете бесплатно проконсультироваться. Для этого можно воспользоваться формой внизу, окошком онлайн-консультанта, комментариями или телефонами: 8 (499) 938-45-06 — Москва и обл.; 8 (812) 425-64-92 — Санкт-Петербург и обл.; 8 (800) 350-29-86 — все регионы РФ.

    Как получить разрешение органов опеки на продажу квартиры?

    Последние изменения: Январь 2020

    Бывает, что дети становятся собственниками доли недвижимости. Данные ситуации обусловлены передачей жилья несовершеннолетним в дар, наследство. Также право собственности ребенок приобретает в том случае, если он просто зарегистрирован в квартире (приватизированной). Так как несовершеннолетнее лицо не обладает полной дееспособностью, то потребуется разрешение органов опеки на продажу квартиры. Рассмотрим, каким категориям граждан потребуется разрешение, куда обращаться и с какой документацией.

    Кому и зачем может потребоваться разрешение

    В соответствии с ст. 37 ГК РФ опекун не вправе самостоятельно распоряжаться имуществом опекаемого лица, а попечитель разрешать сделки связанные с переходом имущества от одного лица к другому. Для обмена, продажи, сдачи в найм и любых других сделках с жилплощадью потребуется разрешение органов опеки. Если собственником объекта является недееспособное лицо, то распоряжение имуществом осуществляется на основании его мнения.

    Итак, разрешение для продажи собственности потребуется следующим категориям граждан:

      Несовершеннолетним; Ограниченно дееспособным; Недееспособным.

    ст. 31-41 “Опека и попечительство” Гражданский кодекс РФ (493,9 KiB, 407 hits)

    Несовершеннолетние лица

    В возрасте от 6-14 лет вправе совершать:

      мелкие бытовые сделки; сделки, связанные с распоряжением средствами, полученными от родителей (или иных законных представителей); сделки, связанные с получением безвозмездной выгоды.

    В возрасте от 14-18 имеют право без согласия законных представителей:

      самостоятельно управлять своими доходами (стипендией, заработком и так далее); распоряжаться продуктами, полученными в результате интеллектуальной деятельности (патенты, авторство); инвестировать в финансовые организации и распоряжаться вносимым депозитом.

    Ограниченно дееспособные и недееспособные лица

    Нет необходимости углубляться в спектр полномочий, потому кратко разберём понятия.

    Человек признаётся ограниченно дееспособным, если ставит семью или близких родственников в тяжёлое материальное положение. Новый правовой статус ограничивает лицо в распоряжении своими доходами и имуществом, принадлежащем на праве собственности. К примеру, гражданин злоупотребляет алкоголем или наркотическими средствами, данные зависимости усугубляют материальное положение семьи настолько, что иные члены семьи (муж, жена, дочь, сын) вынуждены полностью либо частично содержать «злоупотребляющее лицо». В таких ситуациях, как правило, ограничивают способности лица, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение материального положения семьи.

    Человек признается недееспособным, если гражданин вследствие своих психических расстройств или серьёзных физических травм не может реализовывать свои права и соответствовать обязанностям, которые предполагает дееспособность.

    Куда обращаться

    Чтобы получить разрешение, необходимо обратиться в органы опеки и попечительства либо в его отдел по месту регистрации и написать заявление на получение разрешения для продажи недвижимости.

    В заявлении необходимо указать следующее:

      Шапка документа. Указывается наименование органа, в котором рассматривается заявление и данные о заявителе, то есть его ФИО, паспортные, адресные, контактные данные. Просьба. Прошение разрешения продажи недвижимости с её описанием (площадь, собственники, вид собственности). В прошении также иногда указывают, что продажа происходит одновременно с покупкой другого жилья (снова необходимо его описать). Обязательства. Письменное обязательство родителей в том, что ребенок будет зарегистрирован по другому адресу. Также учтите, что заявитель обязуется в течение одного месяца предоставить в органы опеки копии договора купли-продажи и иной документации, подтверждающей факт регистрации несовершеннолетнего на новом месте жительства. Дата подачи заявления и подпись заявителя.

    К написанному заявлению потребуется приложить некоторую документацию, к основной относят:

      Паспорта родителей; Свидетельство о рождении, паспорт ребенка (если достиг возраста 14 лет); Свидетельство о браке/разводе; Кадастровый и технический паспорта продаваемой недвижимости; Выписка из ЕГРН; Справка об отсутствии задолженностей по коммунальным услугам; Правоустанавливающая документация на отчуждаемую недвижимость (дарственные, договора купли-продажи и так далее).

    Образец заявления в опеку на получение разрешения на сделки с недвижимостью (35,0 KiB, 220 hits)

    Иногда к документации прикладывают данные банковского счёта ребёнка. Это требуется только в тех случаях, если ребёнок находится в дет. доме либо будет помещен в иное государственное учреждение, либо если квартира ранее была приобретена с использованием материнского капитала, но нового жилья семья еще не приобрела (в связи с переездом, например). На приложенный счёт ребенка переводят деньги в сумме стоимости причитающейся ему доли в отчуждаемой недвижимости.

    Если жильё приобретается с использованием материнского капитала, то сертификат необходимо приложить к заявлению. Если привлечение данных денежных средств ещё в процессе, то приложить копию заявления из территориального отдела ПФР.

    Сроки получения разрешения органов опеки на продажу квартиры

    Разрешение или отказ в соответствии с п. 3 ст. 21 ФЗ №48 от 24.04.2008 выносится в срок, не превышающий 15 дней со дня подачи заявления. Также сроки рассмотрения подлежат ускорению, если уже был внесён аванс или залог. На практике какие-либо договоренности, авансовые платежи и так далее не являются уважительными причинами для ускоренного рассмотрения.

    Заключение

    Если решение о смене квартиры было принято, то для начала соберите вышеописанную документацию и обратитесь в местный отдел органов опеки и попечительства с соответствующим заявлением. Не стройте преждевременных планов о продаже или покупке нового жилья без постановления на руках. Отказ органов опеки подлежит обжалованию в судебном порядке, но учтите, что в суде придётся подробно описать положительные изменения условий жизни ребёнка. Потому к данной процедуре подойдите неспеша, с «холодной головой» и терпением.

    Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

    О сроках и порядке обращений граждан в органы власти

    Правовые аспекты. Форум приёмных родителей `В семью!`

    • Темы без ответов
    • Активные темы
    • ПоискМобильная версия

    О сроках и порядке обращений граждан в органы власти

    Модератор: hippo

    Сообщение Катена » 07 дек 2011, 12:55

    Вопросы о сроках и порядке обращения в органы опеки (а также иные гос. и муниципальные органы власти) в случае возникновения проблем при оформлении опеки и усыновлении возникают постоянно.
    Порядок обращения и реагирования чиновников в любом случае один, он установлен следующим федеральным законом:

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ
    О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Принят
    Государственной Думой
    21 апреля 2006 года

    Одобрен
    Советом Федерации
    26 апреля 2006 года

    Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

    1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
    2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
    3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

    Статья 2. Право граждан на обращение

    1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
    2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.
    3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

    Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

    1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
    2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

    Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

    Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
    1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
    2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
    3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
    4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
    5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

    Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

    При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
    1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
    2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
    3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
    4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

    Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

    1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
    2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

    Статья 7. Требования к письменному обращению

    1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
    2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
    3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

    1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
    2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
    3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
    4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
    5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
    6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
    7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

    Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

    1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
    2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

    Читайте также:  Как получить свидетельство о смерти бывшего мужа, если его родственники не дают?

    Статья 10. Рассмотрение обращения

    1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
    1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;
    2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
    3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
    4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
    5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
    2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
    3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
    4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.

    Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

    1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
    2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
    3. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
    4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
    5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
    6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
    7. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.

    Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

    1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
    2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

    Статья 13. Личный прием граждан

    1. Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
    2. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
    3. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
    4. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
    5. В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
    6. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

    Статья 14. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений

    Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

    Статья 15. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

    Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    Статья 16. Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при рассмотрении обращений

    1. Гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.
    2. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

    Добавлено спустя 6 минут 24 секунды:
    т.е. алгоритм действий следующий:

    1. ОБЯЗАТЕЛЬНО прочтите законы, подзаконные акты федеральные и ваши региональные об опеке, приемных семьях.
    2. Если Вам покажется, что органы опеки поступают вразрез с этими нормативными правовыми актами, то направляйте письменное обращение на имя начальника в 2-х экземплярах, на втором ставите у секретаря отметку о получении и берете его себе (или по почте с уведомлением).
    3. Ждете 30 дней. Не отвечают – повторно обращаетесь, или жалуетесь по вышеприведенной схеме в вышестоящие органы или уполномоченному по правам ребенка, можно в прокуратуру (они сейчас очень это любят )
    4. Если ситуация не позволяет ждать 30 дней, просите в обращении дать ответ раньше с указанием срока ответа, обосновав свою просьбу (описать ситуацию).

    Разрешение на продажу квартиры от органов опеки

    Если в квартире прописан несовершеннолетний ребёнок, процесс осуществления сделки купли-продажи существенно затрудняется. В обязательном порядке предстоит получить согласие органов опеки на выполнение процедуры. Однако представители дают согласие на проведение сделок далеко не всегда. Во внимание принимаются новые условия жизни несовершеннолетнего гражданина. По этой причине важно заранее разобраться, как получить разрешение на продажу квартиры от органов опеки. О том, когда представители уполномоченного органа дадут соответствующее разрешение, какие документы потребуется подготовить, а также о сроках ожидания поговорим далее.

    Особенности процесса получения согласия на продажу квартиры

    Если несовершеннолетний гражданин собственником не является, однако зарегистрирован в продаваемой недвижимости, одновременно с процессом снятия с учета он должен быть прописан в новой квартире. Чтобы органы опеки согласились рассмотреть заявку, потребуется составить заявление и приложить к нему пакет документов. Если родители проигнорировали положение закона и не обратились в соответствующие учреждения при продаже квартиры, органы опеки могут направить заявление в суд с требованием признать реализацию недвижимости незаконной и привлечь родителей, не получивших разрешение, к ответственности.

    Подготовка пакета документов

    Если требуется справка из органов опеки на продажу квартиры, потребуется составить заявление. В нём необходимо уведомить опеку о планируемом действии. Документ составляется в письменном виде. В бумаге, помимо сообщения о продаже, нужно прописать, что права и интересы несовершеннолетнего гражданина будут соблюдены. Заявление должно быть составлено в присутствии одного из инспекторов по охране прав детей. Затем лицо подписывает бумагу.

    Представитель уполномоченного органа не только примет заявку с просьбой о предоставлении согласия на продажу квартиры и требуемые документы, а также проведёт с родителями собеседование.

    Важно, чтобы во время процесса присутствовали отец, мать и сами дети, если они достигли возраста 14 лет. Заявку потребуется дополнить пакетом документов. Их список в 2020 году достаточно широк. Если родители взяли несовершеннолетнего на воспитание, перечень бумаг потребуется дополнить опекунскими документами.

    Название документовДополнительные особенности
    Паспорта родителей или опекуновОригинал + копия
    ЗаявлениеПишется от имени родителей или несовершеннолетнего ребенка, если ему исполнилось 14 лет
    Бумаги на квартиру, продажа которой осуществляетсяВ ней ранее был прописан ребенок
    Свидетельство о заключении бракаДостаточно копии
    Документация на помещение, которое будет куплено после продажиВ нем будет прописан ребенок
    Справка о состоянии лицевого счетаТребуется, если вместо доли в недвижимости ребенку предоставляются денежные средства
    Свидетельство о появлении ребенка на светНеобходима копия

    Процесс получения согласия на продажу квартиры

    Если ребенку еще не исполнилось 14 лет, от его имени действуют родители, усыновители или официальные опекуны. Такое правило фиксируется в действующих постановлениях. После того, как установленный возраст достигнут, несовершеннолетний гражданин сам может отстаивать свои права. Это дает возможность принимать участие в сделке лично. Однако родители должны дать согласие на осуществление действия.

    В попечительский совет необходимо предоставить заявление на продажу недвижимости и приложить к нему все требуемые документы. В перечень нужно включить бумаги на приобретаемое жилье. Документация не требуется, если после реализации помещения несовершеннолетний переходит на попечение государством. В этом случае родители обязаны открыть на имя ребенка счёт и перечислять туда денежные средства, соответствующие стоимости ранее принадлежавшей доли.

    Банковская документация, подтверждающая факт выполнения процедуры, должна быть приложена к заявлению. Зачисление денежных средств должно произойти до того, как будет выполнена операция купли-продажи.

    Если отпрыски после продажи недвижимости останутся вместе с родителями, органы опеки и попечительства дадут согласие только в том случае, если вместо реализуемого помещения покупается равноценная квартира или дом.

    Сколько ждать ответа

    Разрешение органов опеки и попечительства получить непросто. Существуют такой нюанс, как невозможность заключения сделки до момента одобрения. До того, как операция будет выполнена, должен быть оформлен договор приобретения нового помещения, или на счёт ребенка переведена установленная законом сумма. Ко второму способу семья может прибегнуть, если помещение приобретается в другом городе, или планируется переезд в другую страну. Все вышеуказанные правила приводят к тому, что процесс по заключению сделки купли-продажи помещения затягивается.

    Срок ожидания напрямую зависит от решения, которое примет попечительский совет. Обычно процедура занимает не больше 1 месяца. В некоторых ситуациях срок может быть сокращен до двух недель. Однако подождать всё равно придётся.

    Через месяц ожидания органы опеки и попечительства могут выдать письменный отказ на заключение сделки.

    Из-за сложности процедуры некоторые родители идут на ухищрения. Они изначально выполняют продажу недвижимости, приобретают новое помещение, регистрируют в нём отпрыска и только затем обращаются в органы опеки и попечительства. Однако подобный способ связан с рядом рисков. Представителей государственного органа могут не удовлетворить новые условия проживания ребёнка. В этой ситуации представители организации обратятся в суд с требованием о признании сделки недействительной. Требования организации удовлетворят. В результате пострадает не только семья с ребенком, но и лицо, купившее недвижимость. Ему придется вернуть помещение, а семье – полученные денежные средства.

    Масленников Иван Иванович

    С отличием закончил Государственную Юридическую Академию (ВСШ) по специальности правоведение. Большой опыт решения правовых вопросов широкого спектра.

    Разрешение на продажу квартиры от органов опеки

    Имущественные права граждан, находящихся под опекой (независимо от их возраста) должны защищать их опекуны. Однако, некоторые опекуны пытаются использовать не принадлежащее им имущество в своих корыстных целях. Именно поэтому установлен ряд ограничений на продажу ценного движимого и недвижимого имущества подопечных, в том числе и на продажу жилых помещений.

    К примеру, без согласия органов опеки и попечительства и последующего удостоверения сделки у нотариуса Росреестр не зарегистрирует договор купли-продажи.

    Имеет ли право опекун продавать имущество опекаемого им несовершеннолетнего или недееспособного?

    Но и доступные опекуну денежные выплаты он не может использовать так, как ему заблагорассудится. Согласно Постановлению Правительства № 423 от 18.05.2009 года опекун обязан ежегодно отчитываться о расходовании денежных средств подопечного. Но не всех. Необходимо будет отчитаться за денежные средства, потраченные на:

    1. Покупку товаров стоимостью в два и более прожиточных минимума.
    2. Содержание находящегося в собственности у несовершеннолетнего жилья.
    3. Затраты, связанные с лечением малыша.

    Все перечисленные выше расходы должны быть подтверждены чеками либо иными средствами, к примеру, выписками из банковских счетов.

    Незначительные траты, к примеру:

    • покупка одежды, обуви для подопечного;
    • расходы на питание;
    • затраты на развлечения, игрушки, походы в кино и т.п.

    подтверждать не нужно и отчитываться за них тоже не требуется.

    Итак, опекун не иметь права использовать в личных целях имущество своего подопечного, поэтому он не может продавать, дарить, завещать его собственность. С другой стороны, забота о сохранности имущества ребенка входит в обязанности взрослого, поэтому опекун обязан ежегодно предоставлять в ООП отчет о сохранности детского имущества.

    Требования при продаже квартиры

    Органы опеки и попечительства дадут разрешение на осуществление сделки купли-продажи детской квартиры только при соблюдении некоторых условий, а именно:

    1. Заявитель должен быть официальным представителем несовершеннолетнего собственника жилого помещения и действовать строго в интересах этого собственника.
    2. Жилое помещение, принадлежащее ребенку, может быть продано только с одновременной покупкой равноценной продаваемой квартиры. Для подтверждения равноценности жилых помещений должна быть проведена независимая оценка как реализуемого, так и приобретаемого жилья на предмет определения их рыночной стоимости.
    3. В наличии должны быть все документы как на продаваемое, так и на приобретаемое жилье.
    4. При выявлении государственным представителем любых нарушений по сделкам с жильем несовершеннолетнего, договоры купли-продажи аннулируются.
    5. Новое жилое помещение не должно быть меньше или хуже того, которое было в собственности ребенка до продажи. Другими словами, в результате сделки ухудшение жилищных условий подопечного не допускается.

    Как получить разрешение на продажу квартиры от органов опеки?

    Так как главной функцией нотариальной конторы считается удостоверение сделки купли-продажи при обязательной проверке ее законности, детские имущественные права надежно защищены.

    Дополнительная защита детской собственности возложена на отделы опеки и попечительства. Специалисты ООП отслеживают сохранность недвижимости несовершеннолетнего в реальном времени, поэтому без согласия ООП совершение сделки невозможно.

    Читайте также:  Как мне возбудить исполнительное производство?

    Пошаговая инструкция

    Алгоритм действий опекуна при получении разрешения на сделку купли-продажи жилого помещения подопечного следующий:

    1. Предварительная консультация в отделе опеки и попечительства.
    2. Подготовка к сделке и сбор документов.
    3. Подача заявления о разрешении на оформление сделки купли-продажи.
    4. Получение разрешения.

    Необходимо помнить, что в интересах подопечного в возрасте от 0 до 13 лет включительно на всех этапах совершения сделки действует законный представитель ребенка. Он самостоятельно принимает решение о продаже квартиры или дома, связывается с покупателем, договаривается с ним, получает разрешение органов опеки, посещает нотариальную контору и т.д.

    Если же подопечный уже достиг четырнадцатилетнего возраста, то заявление о разрешении на продажу жилого помещения подает сам несовершеннолетний. В этом случае опекун обязан дать письменное согласие на продажу жилья, а все документы подписывает сам несовершеннолетний.

    Получение консультации

    Так как российское законодательство запрещает лишать несовершеннолетнего его единственного жилого помещения, сотрудник органов опеки и попечительства предложит следующие варианты продажи жилого помещения подопечного:

    1. Прежде чем приступить к продаже квартиры подопечного – передать ему в собственность альтернативное жилое помещение. Обязательное условие – новое жилье должно быть не меньше и не дешевле старого.
    2. Открыть личный счет несовершеннолетнего, на который перечислить средства от продажи квартиры. Обязательное условие – никто не имеет права пользоваться средствами со счета до наступления совершеннолетия ребенка.
    3. Обязательство опекуна об использовании денежных средств, вырученных от продажи жилого помещения подопечного на покупку другого жилого помещения или его доли. Обязательное условие – одновременное совершение обеих сделок.

    Во всех трех случаях заявитель обязан не просто подтвердить совершение сделки, перечисление средств на детский счет либо выделение детской доли во вновь купленном жилом помещении, но и представить в ООП документы, подтверждающие этот факт.

    Подготовка

    Для этого он должен выполнить один из трех вариантов:

    1. Открыть именной детский счет на имя подопечного, куда после продажи детской недвижимости будут перечислены денежные средства. Такой вариант возможен в тех случаях, когда причиной продажи детской недвижимости становится переезд семьи в другой регион. Следует помнить, что органы опеки и попечительства крайне неохотно разрешают опекунам продавать детское жилье без достаточно веских оснований. Охотнее разрешат продать недвижимость, принадлежащую несовершеннолетнему, если она признана ветхой или аварийной, либо у несовершеннолетнего в собственности, помимо предназначенного для продажи, имеется другое жилое помещение.
    2. Заключить предварительный договор купли-продажи. Это возможно в тех случаях, когда одновременно с продажей старой квартиры планируется покупка новой и средства от продажи детского жилья планируется направить на покупку альтернативного жилья. С 2016 года предварительный договор в обязательном порядке должен быть оформлен в письменном виде и заверен в нотариальной конторе.
    3. Предъявить сотрудникам ООП документы, из которых следует, что подопечный взамен реализуемой квартиры уже получил в собственность другое равноценное по площади и стоимости жилое помещение.

    Сбор документов

    Для получения разрешения на продажу жилого помещения, принадлежащего подопечному, воспитатель должен собрать следующий пакет документов:

    • паспорт гражданина РФ;
    • постановление местной администрации о назначении его опекуном;
    • удостоверение опекуна;
    • свидетельство о рождении подопечного;
    • любой правоустанавливающий документ на жилое помещение, предназначенное для продажи;
    • выписка из ЕГРН;
    • нотариально заверенный предварительный договор о покупке альтернативного жилого помещения либо документ о передаче доли жилого помещения подопечному;
    • выписка из домовой книги;
    • иные документы (по запросу ООП).

    Подача заявления

    Точной формы заявления о выдаче разрешения на продажу детской недвижимости нет, но, в любом случае, в заявлении должны быть указаны следующие сведения:

    • наименование местного муниципалитета;
    • сведения о заявителе;
    • название документа;
    • информация о назначении опеки и сведения о подопечном малыше;
    • причины, по которым требуется продажа жилого помещения;
    • сведения об альтернативном жилом помещении несовершеннолетнего;
    • реквизиты предварительного договора купли-продажи;
    • ходатайство о выдаче разрешения на совершение сделки;
    • перечень прилагаемой к заявлению документации;
    • дата и подпись.

    Получение разрешения

    Разрешение (либо запрет) на продажу детской недвижимости выпускается в виде постановление органа местного самоуправления. В документе содержатся сведения о возможности (либо невозможности) продажи жилого помещения подопечного.

    В тех случаях, когда заявитель получает положительное решение, оно прилагается к документам на продажу дома или квартиры. Оригинал остается в нотариальной конторе, а копия передается в Росреестр.

    В какую опеку обращаться?

    Вне зависимости от того, где находится жилое помещение, предназначенное для продажи, обращаться за разрешением следует в отдел опеки и попечительства по месту регистрации малыша. так как в законодательстве предусмотрено, что несовершеннолетний подопечный должен быть зарегистрирован по месту жительства его опекуна, обращаться за разрешением необходимо только в тот отдел опеки, в котором семья стоит на учете.

    Как долго рассматривается заявление?

    Строгого срока рассмотрения заявления законом не установлено, он зависит от административных регламентов предоставления услуг субъектов РФ. Чаще всего заявление рассматривается от 14 до 30 календарных дней, причем, самостоятельное увеличение срока рассмотрения документа отделом опеки и попечительства не допускается.

    Уменьшение срока также вряд ли возможно, так как процедура рассмотрения ходатайства довольно сложная, обычно собирается комиссия по опеке, которая изучает каждый представленный заявителем документ, затем все документы должен изучить юрист местного муниципалитета, и только потом готовится проект постановления, который затем подписывается главой администрации.

    Сколько действует согласие на продажу жилого помещения?

    Согласие на совершение сделки купли-продажи жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетнему, действует до момента завершения этой сделки. Так как в документ включены сведения о потенциальных покупателях, продажа детской недвижимости третьим лицам невозможна. Если сделка по каким-либо причинам сорвалась, и опекун решил продать жилье другим покупателям, он должен будет обращаться в органы опеки за новым разрешением на продажу.

    Точный срок действия каждого разрешения указывается в конкретном постановлении. Если дата окончания действия документа отсутствует, то пол умолчанию считается, что разрешение на продажу действительно в течение одного года.

    Почему опека может отказать?

    Скорее актуальнее будет звучать вопрос, почему опека может не отказать, так как на практике в подавляющем большинстве случаев следует отказ в выдаче разрешения на продажу детского жилья. Исключение – одновременная покупка для подопечного другого, равноценного по стоимости, размеру и комфорту жилого помещения.

    Что делать, если опека отказала?

    Если опекун уверен, что отдел опеки, отказав в выдаче разрешения на продажу его жилья, каким-либо образом нарушил права подопечного, он имеет право обратиться в суд с тем, чтобы оспорить данное решение местного муниципалитета. Для этого заявитель должен представить в суд постановление отдела опеки и попечительства об отказе в выдаче разрешения на сделку купли-продажи. Исковое заявление должно быть подано не позднее, чем через 14 дней с момента получения документа.

    Но вы должны быть полностью уверены, что ООП отказал вам незаконно, так как сотрудники органов опеки и попечительство, в первую очередь, защищают право собственности вашего подопечного, и если у них появится хоть малейшее сомнение в прозрачности сделки, разрешение на продажу квартиры выдано не будет.

    Итак, мы выяснили, что самым важным этапом при проведении сделки купли-продажи детской недвижимости, является получение от органов опеки и попечительства разрешения на проведение сделки. Отказы на продажу детского жилья достаточно часты, органы опеки и попечительства считают, что лучше несколько раз запретить прозрачную и законную сделку, чем совершить ошибку и один раз разрешить куплю-продажу, которая каким-либо образом будет ущемлять права несовершеннолетнего.

    Если же вы сомневаетесь, что отказали вам законно, либо считаете, что органы опеки своим отказом нарушили права вашего подопечного, вы можете обратиться за консультацией или другой юридической помощью к специалистам нашего сайта.

    Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

    • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
    • напишите вопрос в форме ниже;
    • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
    • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

    Разрешение органов опеки на продажу квартиры подопечного: читайте как получить в 2020 году

    Российское законодательство, определяя правовой режим имущества граждан, находящихся под опекой, признает за опекунами как законными представителями опекаемых распорядительные права в отношении такого имущества. Однако для совершения сделок по отчуждению, а также иных сделок, которые приведут к уменьшению имущественной массы и входящей в нее недвижимости, требуется разрешение органов опеки и попечительства на продажу квартиры в 2020 году. Указанное разрешение выдается лишь в исключительных ситуациях и в особом порядке.

    Законодательная база

    Общие правила, касающиеся установления опеки и правового статуса имущества опекаемых, определены Гражданским кодексом и ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 N 48-ФЗ. В частности, необходимость в получении предварительного разрешения органов опеки при совершении сделок с имуществом подопечного определена положениями ч. 2 ст. 37 ГК. Право органов опеки на выдачу указанных разрешений уточнено в статьях 8 и 19 ФЗ «Об опеке и попечительстве».

    Более того, в положениях ст. 21 ФЗ конкретизированы случаи, когда такое согласие является обязательным, условия его выдачи, а также действия компетентных лиц в случае игнорирования требований закона о получении такого разрешения. Порядок выдачи такого разрешения, порядок подготовки его проекта и иные значимые правила выдачи данного документа, которые должен учитывать конкретный попечительский совет, определяются законодательством субъектов федерации.

    Права опекуна на имущество подопечного

    Согласно ч. 1 ст. 37 ГК, распоряжение имуществом подопечного, включая недвижимость, ценные бумаги, а также полученные от всего этого доходы, осуществляется опекуном, но исключительно в интересах подопечного. Как установлено ст. 18 ФЗ «Об опеке и попечительстве», он принимает под свою ответственность все имущество, принадлежащее опекаемому, по описи, заботится о нем как о своем собственном, не допускает его обесценивания и способствует извлечению из него прибыли.

    Реализуя свои распорядительные права по отношению к имуществу опекаемого, опекун не вправе совершать сделки, которые приведут к уменьшению имущественной массы.

    Более того, опекунам запрещено заключать кредитные и заемные договоры, договоры о передаче имущества в длительное пользование, договоры залога в отношении имущества подопечного.

    Чтобы исключить злоупотребление имущественными опекунскими правами, при реализации сделок опекун обязан получать разрешение органов опеки, а также ежегодно отчитываться о состоянии имущества подопечного.

    Продажа квартиры подопечного

    В отношении распоряжения недвижимостью подопечных законодатель установил особые правила. Так, в соответствии со ст. 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве», недвижимость лиц, находящихся под опекой не может быть отчуждена. Исключения составляют случаи, когда:

    • это обусловлено принудительным взысканием средств в рамках исполнительного производства;
    • отчуждение осуществляется по договору ренты или мены и это выгодно для опекаемого;
    • отчуждается жилая недвижимость, что вызвано сменой места жительства;
    • отчуждение осуществляется в исключительных случаях, например, при необходимости оплатить дорогостоящее лечение.

    Чтобы избежать злоупотреблений со стороны опекуна, для совершения каждой из указанных сделок, согласно ч. 2 ст. 20 ФЗ, необходимо получить согласие органов опеки и попечительства на продажу квартиры или иной недвижимости.

    Если оно не будет получено, а недвижимость все равно будет тем или иным образом отчуждена, при обнаружении данного факта органы опеки, руководствуясь ч. 4 ст. 21 ФЗ, обязаны обратиться в суд с целью расторжения такого договора, кроме случаев, когда такой договор выгоден опекаемому. По результатам такого расторжения происходит двусторонняя реституция, а все понесенные сторонами убытки покрываются опекуном.

    Порядок получения разрешения

    В силу всего вышесказанного, продажа любой жилой недвижимости, принадлежащей на праве собственности подопечному, возможна лишь в исключительных случаях и только по предварительному разрешению компетентных органов. Как мы уже выяснили, порядок выдачи такого согласия, его формат, необходимые документы и все иные согласительные процедуры регламентируются внутренним законодательством каждого субъекта федерации. Рассмотрим стандартный порядок действий и необходимые документы, требуемые в типичных случаях.

    Куда обращаться

    Чтобы получить постановление органов опеки и попечительства на продажу квартиры, в первую очередь необходимо обратиться в орган опеки по месту жительства опекаемого. Соответствующие полномочия органов закреплены в пп. 6 п. 1 ст. 8 ФЗ «Об опеке и попечительстве». Обращение в компетентные органы оформляется в виде письменного заявления на имя начальника учреждения непосредственно от опекуна.

    В большинстве случаев органы опеки требуют от опекунов личной подачи такого заявления, хотя в некоторых регионах допускается подача нотариально заверенной бумаги по почте. Если опекунов несколько, заявление подписывается всеми ими или должно быть получено их согласие на отчуждение.

    Обратим внимание, что помимо личной подачи органы опеки часто требуют присутствия при оформлении заявления и самого опекаемого. Визит в органы опеки не ограничивается лишь подачей заявления – как правило, специалисты также проводят опрос-собеседование, выясняя все нюансы, касающиеся в том числе приобретения для подопечного нового жилья.

    Пакет необходимых документов

    Процесс получения согласия начинается с подачи заявления. В нем указываются:

    • просьба выдать соответствующее разрешение на продажу;
    • конкретный отчуждаемый объект недвижимости;
    • отсылка на правоустанавливающие документы с указанием доли опекаемого в объекте недвижимости;
    • мотивы, в силу которых было принято решение на отчуждение;
    • обязательство приобрести в собственность опекаемого иную недвижимость;
    • объем связанных с этим дополнительных расходов.

    Вместе с заявлением подаются документы для опеки при продаже квартиры. Их перечень определяется региональным законодательством, но, как правило, в него входят:

    Все копии документов предоставляются заявителями при предъявлении подлинников.

    Сроки рассмотрения

    Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве», рассмотрение поданных заявителем документов осуществляется на протяжении 15 дней с момента подачи заявления, до истечения которых органы опеки обязаны выдать предварительное разрешение или отказ в его выдаче.

    На протяжении указанного времени попечительский совет и входящий в него инспектор обязаны изучить заявление и предоставленные документы, выяснить, соответствует ли отчуждение интересам опекаемого, после чего вынести соответствующее решение. Как согласие органа опеки, так и отказ в нем должны быть мотивированы и могут быть оспорены в суде заинтересованными субъектами.

    Разрешение на продажу

    Как правило, подготовка проекта разрешения на продажу осуществляется тем отделом опеки органа местного самоуправления, в пределах действия полномочий которого проживает опекаемый. Обычно компетентные органы не устанавливают конкретный срок действия разрешения, однако в некоторых регионах он определен законодательством субъекта федерации. Например, в Крыму, согласно приказу местного Минобразования от 03.08.15 № 767, документ будет действителен на протяжении 3 месяцев.

    Если же такие сроки не установлены, документ будет действителен до момента его востребования. Однако стоит отметить, что если опекаемым является несовершеннолетний ребенок, в соответствии с рекомендациями письма Минобразования РФ от 20.02.1995 N 09-М, копии договоров об отчуждении недвижимости должны быть предоставлены в органы опеки в течение месяца после выдачи разрешения.

    Таким образом, если конкретный срок не установлен, желательно использовать разрешение в течение месячного срока. Если конкретный срок установлен, сделку по продаже можно провести на протяжении срока, сколько действует разрешение опеки. Если в течение него продать квартиру не удалось, всю вышеуказанную процедуру получения разрешения придется пройти заново.

    Разрешение выдается на совершение конкретных действий опекуна по продаже, с обязательным указанием на то, что все совершаемые действия соответствуют интересам опекаемого. Более того, документ должен содержать обязательство опекуна подтвердить соблюдение условий, на которых согласие было получено.

    Продажа квартиры

    Как правило, подготовка к продаже квартиры подопечного начинается задолго до получения разрешения от отдела опеки. Поскольку закон не допускает уменьшения имущественной массы опекаемого, параллельно с отчуждением недвижимости (кроме исключительных случаев) должны быть предприняты меры, направленные на приобретение в собственность подопечного нового равнозначного жилого помещения. На это обязательно указывается в разрешении, выдаваемом органами опеки. На момент его получения все документы для проведения сделки должны быть подготовлены.

    Как уже было сказано, продать квартиру опекаемого и провести перерегистрацию прав собственности желательно в месячный срок с момента выдачи разрешения.

    Сделки продажи и покупки нового жилья должны проводиться одновременно.

    Если взамен проданного жилья подопечный не получает в собственность новую недвижимость, все средства, полученные в результате сделки, размещаются на специальном банковском счете.

    Ссылка на основную публикацию