Жалоба на незаконный отказ в принятии ребенка в детсад

Жалоба на незаконный отказ в принятии ребенка в детсад

В Прокуратуру южного административного округа города Москвы
Адрес: _____________________________

Заявитель: _________________________, в интересах несовершеннолетнего ________________________________
Адрес: _____________________________

Я, ________________________ _________ г.р., гражданка Российской Федерации, прихожусь родной матерью _______________________ ____________ г., что подтверждается Свидетельством о рождении V-МЮ № _________ от _________ г.
В настоящее время, я со своим сыном и мужем проживаю в квартире, расположенной по адресу: ______________________________. В указанной квартире мы проживаем на основании договора найма жилого помещения (копию прилагаю).
После того как у меня родился сын, я обратилась в ОСИП ЮАО по адресу: ______________________________ для постановки своего сына на очередь в детский садик.
___________ г. моему сыну исполнится 3 (три) года и ему должно быть предоставлено место в детском саду.
В ___________ года, я обратилась в ОСИП ЮАО, но мне было сообщено, что в первую очередь, местами в детском саду обеспечиваются дети жителей города Москвы (имеющих постоянную, а не временную регистрацию), а после, все остальные жители.
После, я обратилась в Детское бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № _____. На приеме у руководителя детского сада № _____ мне было сообщено, что нехватки мест в детском саду нет и мой ребенок, вне зависимости от места постоянной регистрации, будет принят в детский сад на равнее с другими детьми жителей города Москвы.

Считаю, что действия сотрудников ОСИП ЮАО в отношении моего ребенка не правомерны и не соответствуют требованиям законодательства.

Так, в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с п. 5.1. «Порядка комплектования государственных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, системы департамента образования города Москвы» окружные управления образования формируют списки по комплектованию подведомственных учреждений с учетом определенных территорий, закрепленных за учреждениями, в соответствии с электронным реестром и подтвержденными льготами.
В соответствии с п. 5.2. Списки утверждает специалист окружного управления образования, назначенный приказом начальника окружного управления образования.
И в соответствии с п. 5.3. ОСНОВАНИЕМ для приема будущих воспитанников в учреждение является Список детей на зачисление.

В соответствии с п. 5.9. обязательной документацией по комплектованию учреждения являются списки детей по группам, которые утверждает руководитель учреждения.

В силу того, что Детское бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № _____ входит в систему учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на него распространяются вышеуказанные правила. Следовательно, мой сын должен быть зачислен в детский садик в соответствии с очередностью, вне зависимости от места постоянной регистрации.

Ранее, мной уже была направлена жалоба в ОСИП ЮАО, но ответа на свою жалобу я до настоящего времени я не получила.

Считаю, что по факту неправомерного отказа моему ребенку в приеме его в детский сад № _____ должна быть проведена проверка.

На основании ст. 10 Федерального закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.
Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки – не позднее 15 дней.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 10 ФЗ «О прокуратуре в РФ»

1. Провести проверку в ОСИП ЮАО по факту неправомерного отказа моему сыну – _____________________________ в принятии его в Детское бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № _____;
2. Лиц, виновных в нарушении прав моего несовершеннолетнего сына привлечь к установленной законом ответственности;
3. О мерах, принятых по настоящей жалобе прошу сообщить мне в письменном виде по вышеуказанному адресу;

Приложение:
1. Копия паспорта заявителя;
2. Копия свидетельства о рождении;
3. Копия договора найма жилого помещения;

« »_____________2014 г. _______________________________________

Что делать в случае отказа в приеме в детский сад?

Ребенку гарантируется право на получение дошкольного образования. Отказать в приеме в детский сад могут только из-за отсутствия в нем свободных мест. За незаконный отказ в приеме в детский сад предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 43 Конституции РФ; ч. 4 ст. 67 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ).

Если вашего ребенка не принимают в детский сад, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма (на примере г. Москвы).

Шаг 1. Обратитесь в детский сад за пояснениями о причине отказа

Если после получения направления в детский сад вы обратились в образовательную организацию, но вам отказывают в оформлении необходимых документов, составьте на имя заведующей детским садом письменное заявление в свободной форме с просьбой пояснить причину отказа.

Подать заявление можно лично или направив его по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Если вы подаете заявление лично, рекомендуем составить его в двух экземплярах: один экземпляр передайте в детский сад, а на втором попросите поставить отметку о принятии у вас заявления.

Обязательно сохраните второй экземпляр заявления с отметкой о принятии или почтовое уведомление.

Для подтверждения факта нарушения прав получите письменный отказ заведующего детским садом.

Шаг 2. Обратитесь с жалобой в уполномоченные государственные органы в сфере образования

В г. Москве уполномоченным государственным органом в сфере образования является Департамент образования г. Москвы (п. п. 1, 4.13 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2011 N 447-ПП).

Жалоба составляется в письменной форме. В ней нужно указать наименование государственного органа (Департамент образования г. Москвы), свои Ф.И.О., почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, изложить суть жалобы и поставить личную подпись и дату. К жалобе приложите документы, подтверждающие обращение в детский сад и отказ заведующего детским садом в приеме ребенка (ст. 7 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

Примечание. Не рассматриваются анонимные жалобы, а также жалобы, содержащие оскорбления, унижающие честь и достоинство других лиц.

Подать жалобу можно лично или направив ее по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Кроме того, жалобу в Департамент образования г. Москвы можно направить в форме электронного документа (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).

Если вы подаете жалобу лично, рекомендуем составить ее в двух экземплярах: один экземпляр передайте в Департамент образования г. Москвы, а на втором попросите представителя Департамента поставить отметку о принятии у вас жалобы или получите талон о принятии вашей жалобы.

Обязательно сохраните второй экземпляр жалобы с отметкой о вручении (талон о принятии) или почтовое уведомление.

Срок рассмотрения жалобы — 30 дней со дня ее регистрации (ч. 1 ст. 12 Закона N 59-ФЗ).

Если Департамент образования г. Москвы отказал в удовлетворении вашей жалобы, вы вправе обратиться за защитой прав в суд (п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ).

Шаг 3. Обратитесь в суд по поводу нарушения ваших прав решением Департамента образования г. Москвы

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ дела о признании недействительным решения органа власти об отказе в предоставлении ребенку места в детском саду и возложении обязанности по предоставлению ему места в детском саду подлежат рассмотрению в исковом порядке. С учетом этого иск предъявляется в суд по месту нахождения ответчика — Департамента образования г. Москвы (п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 28 ГПК РФ; Письмо Верховного Суда РФ от 05.11.2015 N 7-ВС-7105/15).

В исковом заявлении необходимо указать, в том числе в чем заключается нарушение ваших прав, требования и обстоятельства, на которых эти требования основаны (ч. 2 ст. 131 ГПК РФ).

К исковому заявлению прилагаются, в частности, следующие документы (ст. 132 ГПК РФ):

1) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования, копии этих документов для лиц, участвующих в деле, если копии у них отсутствуют;

2) документы, подтверждающие досудебный порядок урегулирования спора — жалобу в уполномоченный орган в сфере образования с отметкой о вручении (талоном о принятии) или почтовым уведомлением и отказ Департамента в ее удовлетворении;

3) копии искового заявления в соответствии с количеством лиц, участвующих в деле;

4) доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя, если иск предъявляется представителем;

5) документ, подтверждающий уплату госпошлины в размере 300 руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.18, пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 154 ГПК РФ).

Шаг 4. Обратитесь в прокуратуру

Вы вправе обратиться в органы Прокуратуры РФ с целью осуществления надзора за исполнением законов и соблюдением ваших прав и прав ребенка.

Следует учитывать, что решение, принятое прокурором, не препятствует вашему обращению за защитой своих прав в суд (п. 1 ст. 10, ст. 22 Закона от 17.01.1992 N 2202-1).

Как получить место в детском саду? Узнать →

Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →

Жалоба на незаконный отказ в принятии ребенка в детсад

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

Обзор документа

Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. N 33-КГ18-13 Поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребёнка, уполномоченный орган обязан был обеспечить его местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребёнку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование, вследствие чего состоявшиеся по делу судебные акты являются незаконными

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Малышевой Татьяны Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего Малышева Никиты Сергеевича, на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года по делу по административному исковому заявлению Малышевой Т.М., действующей в интересах несовершеннолетнего Малышева Н.С., о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования “Всеволожский муниципальный район” Ленинградской области, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему Малышеву Н.С., . года рождения, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Муринского сельского поселения в 2017/2018 учебном году, о возложении обязанности организовать и предложить для Малышева Н.С. дополнительное свободное место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закреплённом за территорией Муринского сельского поселения (муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении “Муринский ДСКВ N 2” или муниципальном образовательном бюджетном учреждении “Средняя общеобразовательная школа “Муринский ЦО N 1”).

Читайте также:  Жалоба в роспотребнадзор по административному округу

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., возражения на доводы кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования “Всеволожский муниципальный район” Ленинградской области (далее – администрация муниципального образования) Басаргиной Л.В. и представителя Комитета по образованию администрации муниципального образования “Всеволожский муниципальный район” (далее – Комитет по образованию) Кузьменкова С.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

с 12 декабря 2015 года сын Малышевой Т.М. – Малышев Н.С., . года рождения, зарегистрированный по месту жительства с матерью по адресу: . состоит на учёте на предоставление места в муниципальном образовательном учреждении “Муринская СОШ N 1” в возрастной категории от 1 до 2 лет на 2017-2018 учебный год.

Письмом от 13 июля 2017 года Комитет по образованию сообщил Малышевой Т.М., что детьми в возрасте от 1 до 3 лет МОБУ “Муринская СОШ N 1” на 2017/2018 учебный год не комплектовалось, вопрос о зачислении Малышева Н.С. в названное учреждение будет рассматриваться в период доукомплектования образовательных учреждений после исполнения ему трёх лет или в период планового комплектования образовательных учреждений на 2019-2020 учебный год исключительно в порядке очерёдности.

После получения указной информации Малышева Т.М. обратилась к администрации муниципального образования с заявлением об устройстве её сына в МДОБУ “Муринский ДСКВ N 2”.

Поскольку несмотря на достижение Малышевым Н.С. соответствующего возраста, место ему в муниципальном образовательном учреждении муниципального образования “Всеволожский муниципальный район” Ленинградской области не было предоставлено, Малышева Т.М. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении её ребёнку общедоступного и бесплатного дошкольного образования и возложении обязанности организовать и предложить для Малышева Н.С. место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, закреплённом за территорией Муринского сельского поселения (муниципальном дошкольном образовательном бюджетном учреждении “Муринский ДСКВ N 2” или МОБУ “СОШ “Муринский ЦО N 1”).

Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года, в удовлетворении административного иска отказано.

Определением судьи Ленинградского областного суда от 18 июня 2018 года Малышевой Т.М. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, определением от 25 декабря 2018 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

В кассационной жалобе, поданной Малышевой Т.М. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и направлении дела в суд первой инстанции.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на них, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судебными инстанциями допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, судебные инстанции исходили из того, что административным ответчиком незаконного бездействия не допущено, поскольку им совершены все необходимые действия по обеспечению прав ребёнка на получение дошкольного образования, предлагались альтернативные варианты устройства ребёнка в дошкольные образовательные учреждения, а также приняли во внимание ссылку административного истца на невозможность предоставления места в детском саду из-за отсутствия таковых и наличия очерёдности, в которой состоят лица, обратившиеся ранее Малышевой Т.М., в том числе имеющие право на внеочередное обеспечение местами в детских садах на льготных условиях.

Судебная коллегия считает позицию судов ошибочной, основанной на неправильном применении норм материального права.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ), также гарантирующим право на образование в Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования (статья 5).

Федеральный закон N 273-ФЗ организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (статья 9), закрепляет право получения дошкольного образования в образовательных организациях по достижении детьми возраста двух месяцев, определяет, что правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (части 1 и 2 статьи 67 этого же закона).

Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам, как предписано частями 3 и 4 статьи 67 поименованного закона, должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, в приёме в которую может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию вправе обращаться в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа (пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”).

Из анализа приведённых законоположений в их системном единстве следует, что, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, федеральный законодатель устанавливает обязанность в том числе муниципальных образований обеспечивать приём на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Рассматривая настоящее административное дело и делая вывод об исполнении административным ответчиком требований действующего законодательства ввиду того, что меры по обеспечению ребёнка местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении принимались путём предложения места в дошкольном образовательном учреждении МОБУ “СОШ “Лесновский ЦО”, расположенном в Куйвозовском сельском поселении, а также о зачислении ребёнка в группу кратковременного пребывания на базе МОБУ “СОШ “Муринский ЦО N 1”, судебными инстанциями не учтено, что несовершеннолетний Малышев Н.С. достиг возраста для обеспечения его местом в детском дошкольном образовательном учреждении для получения дошкольного образования в январе 2016 года, на этот момент состоял на соответствующем учёте в органах местного самоуправления, что Малышева Т.М. одна воспитывает и содержит своего сына, в силу чего предложение места в дошкольном образовательном учреждении, находящемся в другом населённом пункте в 49 километрах от места жительства Малышевой Т.М., а также о зачислении её ребёнка в группу кратковременного пребывания, являющееся препятствием для административной истицы устроиться на полный рабочий день.

С учётом изложенных фактических обстоятельств перечисленные выше действия со стороны административного ответчика не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления обязанностей по обеспечению малолетнего сына административного истца местом в детском дошкольном образовательном учреждении.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции не применил положения пунктов 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ, обязывающие органы местного самоуправления создавать и реорганизовывать муниципальные образовательные учреждения, а также обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.

Между тем административный ответчик в нарушение требования части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил доказательств принятия таких мер.

Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года) предписывает уделять первоочерёдное внимание наилучшему обеспечению интересов ребёнка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, устанавливает обязанность государств-участников обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимать все соответствующие законодательные и административные меры (статья 3).

Читайте также:  Жалоба на магазин в Роспотребнадзор

Однако и эта норма международного права не была применена судами по настоящему административному делу.

Таким образом, Судебная коллегия считает, что поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребёнка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребёнка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребёнку такого места свидетельствует о неисполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетнего Малышева Н.С. на доступное и бесплатное дошкольное образование.

При таком положении состоявшиеся по делу судебные акты являются незаконными.

Судебная коллегия, установив, что допущенные нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Малышевой Т.М., действующей в интересах несовершеннолетнего Малышева Н.С., считает необходимым отменить их и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение.

С учётом того, что в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела в кассационном порядке представитель заинтересованного лица, представив приказ от 5 декабря 2018 года N 138-д о зачислении Малышева Н.С. во вторую младшую группу N 3 дошкольного отделения МОБУ “СОШ “Муринский ЦО N 2” с 9 января 2019 года, подтвердил письменное заявление административного истца, адресованное в Судебную коллегию, о выделении её ребёнку места в муниципальном детском саду в пешей доступности от дома, административное исковое заявление Малышевой Т.М. подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:

решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 10 мая 2018 года отменить и принять по делу новое решение, которым административный иск Малышевой Татьяны Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего Малышева Никиты Сергеевича, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования “Всеволожский муниципальный район” Ленинградской области, выразившееся в непредставлении места несовершеннолетнему Малышеву Н.С., . года рождения, в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории Муринского сельского поселения в 2017/2018 учебном году.

ПредседательствующийЗинченко И.Н.
СудьиГорчакова Е.В.
Калинина Л.А.

Обзор документа

Верховный Суд РФ признал незаконным бездействие районной администрации, которая не предоставила сыну истицы место в группе полного дня в муниципальном детсаду в пешей доступности от дома.

Администрация была обязана обеспечить ребенка местом в детсаду. Истица выполнила условия его получения. Кроме того, она воспитывает сына одна. Предложение места в дошкольном образовательном учреждении в 49 км от места ее жительства либо в группе кратковременного пребывания препятствует ей устроиться на работу полный день. Непредставление места означает, что конституционное право несовершеннолетнего на доступное и бесплатное дошкольное образование нарушено.

Как успешно пожаловаться, если не дают место в детском саду: три способа подачи жалобы

Автор: Анна Николаевна, Юрист. Юрист. Гражданско-правовая специализация. Опыт с 2004 год. Дата: 29 мая 2019. Время чтения 5 мин.

Пожаловаться, если не дают место в детском саду, можно тремя способами: устно, письменно и с помощью сети Интернет. Претензию адресуем в отдел образования, в министерство образования региона, Роспотребнадзор, Рособрнадзор. Можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка. Если ответ не получен или за оформление просят взятку, то пишем жалобу в прокуратуру. Последний вариант добиться места в ДОУ – обращение в суд.

Не каждая мама в настоящее время может полностью посвятить себя воспитанию ребенка вплоть до достижения им трехлетнего возраста, а тем более до школы. И зачастую это не ее желание – быстрей пойти работать. Причин может быть несколько: работодатель торопит и грозит санкциями, финансовое состояние семьи неважное, супруг лишился работы, а тут еще ипотека не выплачена… И тут возникает проблема в устройстве ребенка в дошкольное учреждение. Тогда необходимо жаловаться, если не дают детский сад.

Куда пожаловаться, если не дают детский сад

Таблица 1. Куда обращаться

Наименование инстанцииОснование
Отдел (управление, департамент) образования администрации населенного пунктаНепредоставление места в дошкольном учреждении (особенно часто с формулировкой «нет мест»)
Министерство образования субъектаЕсли проблема с садиком не решена на уровне отдела образования, подается жалоба в надзорные ведомства, в том числе претензия в Роспотребнадзор
Уполномоченный по правам ребенка
Рособрнадзор
Роспотребнадзор
ПрокуратураКогда прочие инстанции вопрос не решили или просят взятку, при этом бездействие прокурора тоже можно оспорить
СудПраво получения бесплатного дошкольного образования можно отстоять в суде

Когда отказ незаконный

Отказ считается неправомерным в случаях отсутствия у ребенка:

Прививки проводятся на основании добровольного согласия родителя (законного представителя). Принуждать к их осуществлению никто не имеет права. Также у ребенка могут быть медицинские противопоказания к прививке. Данные аспекты закреплены в статье 5 ФЗ № 157 от 17.09.1998.

Во втором случае ребенок должен проживать на территории, которая закреплена за образовательным учреждением. Поэтому сам факт отсутствия постоянной регистрации не может служить основанием отказа в предоставлении путевки в детский сад. Данное правило прописано в статье 67 ФЗ № 273 от 29.12.2012.

Единственно законодательно закрепленный случай отказа – физическое отсутствие мест в определенном дошкольном учреждении. Но и при таком развитии событий для решения вопроса родителям предлагается обращаться в органы местного самоуправления (та же 67 статья ФЗ № 273).

Рис. 1. Не все родители могут устроить без проблем своего ребенка в этот дом детства

Жалоба на непредоставление места в дошкольном учреждении

Нарушение гарантированного права на получение бесплатного дошкольного образования становится основанием для подачи жалобы на то, что не дают детский сад.

Поводы жаловаться

Видимо чиновники, отмахнувшись от родителей фразой «мест нет», надеются, что на этом заявители успокоятся и будут спокойно ждать, когда эти места появятся (год, два, три), или отдадут чадо в частный садик (наймут няню, попросят сидеть бабушку и прочее).

Конституцией России и законом об образовании гарантировано получение бесплатного дошкольного образования. Ребенку с трех лет должны предоставить путевку в садик.

Если этого не происходит, есть два выхода. Первый – получение компенсации. Выплаты за отсутствие возможности предоставления места в ДОУ предусмотрены не во всех регионах. Подобные компенсации выплачиваются, например, в Перми, Ярославле, Архангельске.

И второй путь – обращение в надлежащие инстанции с жалобой.

Что делать, если дают детский сад в другом районе населенного пункта:

Рис. 2. Проблема отсутствия мест в ДОУ вынуждает выйти на улицу

Что писать

Таблица 2. Письменное обращение

Пункт жалобыКраткое описание
ПолучательНаименование ведомства-адресата
Заявитель (родитель или законный представитель)Анкетные данные, адрес и телефон, при наличии – электронная почта
Наименование документаЖалоба
СутьОписываем повод обращения
ТребованиеО чем просит заявитель
ПриложениеДоказательства (прикладывается письменный отказ в предоставлении путевки в ДОУ, ответы инстанций)
Дата и подписьЗавершают документ

Внимание! Наличие письменного отказа в предоставлении ребенку места в дошкольном учреждении обязательно

Для подготовки жалобы можно использовать следующий образец.

Куда жалуемся

Первая инстанция для обращения – отдел (департамент, управление) образования администрации населенного пункта. Если проблема не решается, жалуемся в:

  • Рособрнадзор;
  • Роспотребнадзор;
  • Министерство образования субъекта;
  • прокуратуру.

Есть смысл обратиться к Уполномоченному по правам ребенка. Можно пожаловаться в несколько инстанций. Исковое заявление в суд – последний вариант получить вожделенное место в ДОУ.

Внимание! Обжаловать отказ в предоставлении путевки в детсад необходимо в течение трех месяцев

Способы для обращения

  • устно (например, позвонив в отдел образования);
  • письменно;
  • через интернет.

Как правило, телефонного звонка для решения вопроса с местом в ДОУ недостаточно. Родители или законные представители ребенка должны быть готовы к составлению письменной жалобы или обращения через интернет.

Интернет

Все учреждения имеют сайты в интернете. Чтобы оставить претензию, необходимо выбрать раздел, который обычно называется «Электронная приемная», «Обращения граждан», «интернет-приемная».

Например, чтобы отправить онлайн-обращение Уполномоченному по правам ребенка РФ, нужно нажать на «Обратиться». Затем заполнить предлагаемую форму.

Рис. 3. Форма обращения на сайте Уполномоченного по правам ребенка

Нормативная база

Основные правовые документы о праве на бесплатное дошкольное образование:

  • Конституция;
  • Семейный кодекс;
  • ФЗ № 273 от 29.12.2012 – о дошкольном образовании.

Как челябинцы пытаются получить место в ДОУ поближе к дому:

Сайт Владимира Кудрявцева

  • 26.06.2012, 11:55

Существуют только две законные причины отказа принять ребенка в детский сад

  • Закладки:
  • Просмотров: 20 512

Это – несоответствие возрасту и состояние здоровья. Остальное – повод привлечь отказавших к ответственности. “Теоретически”. Что у нас, увы, совпадает с “по закону”.

Доступность детского сада: о чем молчат чиновники

Подавляющее большинство родителей считают, что нехватка мест в детских садах – это как бы данная реальность: как Бог даст – так и пойдем в сад, а не даст – ничего, переживем. Между тем, власти города обязаны предоставить место в детском саду ребенку в течение одного месяца с момента вашего обращения в муниципалитет.

Мне бы не хотелось касаться темы “почему закон говорит одно, а на деле происходит совсем другое” – потому что “другое” происходит исключительно по желанию чиновников. А их желание для нас ничего не значит: законными представителями детей являются родители, и закон не дает права чиновникам без учета их мнения определять, когда ребенок пойдет в детский сад. Это решают только родители, и никто больше. Я вкратце разъясню, что говорит на самом деле закон, как его применить, чтобы не ждать несколько лет своей очереди в садик.

Конституция России не только дала нашим детям право на образование, но и гарантировала его общедоступность и бесплатность в муниципальных детских садах. Это означает, что, несмотря на необязательность дошкольного образования (в отличие от общего образования в школах) для граждан, оно должно быть предоставлено по заявлению родителей ребенка.Весь вопрос в том, когда муниципалитет это должен сделать.

Чтобы разобраться в этом, необходимо понимать системную связь рада норм (положений) законодательства – каждый законодательный акт состоит не из отдельных, а связанных между собой по смыслу норм. А также понимать, какова роль муниципалитета в реализации этих норм.

Что говорит закон

Конституция страны, дающая каждому из нас ценности в виде прав на определенные блага (в том числе и на образование вообще, и на дошкольное образование как его элемент – в частности), обозначает общие принципы распределения этих благ и условия для реализации этих принципов. Вот эти общие принципы:

Статья 7
1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации (…) обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (…) развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 17
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 38
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Статья 43
1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Статья 55
1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В своей совокупности приведенные положения означают, что ни один ребенок, никаким образом, ни при каких обстоятельствах (в том числе при обстоятельстве нехватки мест в детских садах города), ни по какой причине не может быть лишен права на получение дошкольного образования в муниципальных детских садах, пусть такое образование и не является обязательным.

Следовательно, Конституция России определяет принципы:

– всеобщего равенства возможностей для развития личности;
– всеобщего равенства возможностей для получения образования.

Таким образом, образование в муниципальном дошкольном учреждении является составным элементом общедоступного бесплатного образования, формой социальной поддержки семьи государством, а его предоставление направлено на реализацию конституционного принципа юридического равенства, выраженного в данном случае всеобщим равенством возможностей развития личности, а равно всеобщим равенством возможностей для получения образования.

Продолжая линию всеобщего конституционного равенства и реализуя эти положения Конституции, депутаты Госдумы РФ приняли в некоторых федеральных законах ряд положений, закрепляющих эти принципы:

– с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении – в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования; в форме самообразования; в форме экстерната (ч. 1 ст. 10 Закона РФ “Об образовании”);

– для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений (ч. 3 ст. 18 Закона РФ “Об образовании”).

– родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми (ч. 2 ст. 63 Семейного кодекса РФ).

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011 г. № 2562 (вступило в силу в апреле этого года; аналогичные положения содержались и в предыдущей редакции Типового положения), устанавливает, что дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет; в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

Все вместе это означает, что отказ вашему ребенку в приеме в детский сад может быть обоснован только:

– состоянием здоровья, при этом для детей, которые по медицинским показаниям не могут посещать детские сады общеразвивающего типа, предусмотрены специальные детские сады;

– его возрастом: если ребенок младше 2 месяцев или старше 7 лет.

Это – единственные законные основания для отказа в приеме.

“Мест нет”: что делать, если ребенка не взяли в детский сад, и когда отказ считается правомерным?

Детских садов не хватает практически во всех регионах страны. Несмотря на то что власти обещают решить вопрос на государственном уровне и выделяют деньги на строительство новых зданий, проблема никуда не исчезает.

Как попасть в дошкольное образовательное учреждение, и что делать, если ребенка не взяли в детский сад – ответы на эти вопросы хотят получить многие родители.

Законные основания

Встать на учет для зачисления в садик несложно, т. к. по закону РФ каждый ребенок имеет право на бесплатное посещение дошкольного образовательного учреждения (это прописано в 43 статье Конституции).

Существуют другие федеральные документы, с которыми можно ознакомиться. Так, в Семейном кодексе (статья №63) написано, что родители имеют право самостоятельно выбирать дошкольное учреждение и форму получения знаний.

А приказ Министерства образования и науки под номером 2562 гласит, что прием в детские сады осуществляется на основании паспорта законного представителя, заявления и медицинского заключения. К сожалению, все вышеперечисленное не гарантирует того, что малыш попадет в муниципальное дошкольное учреждение.

Существуют много причин, по которым руководство может отказать родителям ребенка, но только 2 из них являются законными:

  1. несоответствие возраста требуемому (младше 3 лет либо старше 7-ми);
  2. неудовлетворительное состояние здоровья.

Остальные основания являются незаконными, даже если руководство детского сада уверяет родителей в обратном.

В каких случаях отказ неправомерен?

Существует множество ситуаций, когда ребенка не хотят брать в детский сад, при этом руководство называет следующие причины:

  • отсутствие медицинской карты. Руководство детского сада боится, что при отсутствии профилактических прививок ребенок будет болеть и заражать других детей. Следует помнить о том, что такой отказ является незаконным. Все дети находятся в равных условиях, и наличие прививок не является обязательным фактором для приема в образовательное учреждение;
  • отсутствие свободных мест. Одни учреждения отказывают родителям из-за того, что сады переполнены, другие – с целью получения материального вознаграждения. Узнать, какова причина, просто. Достаточно обратиться к руководству и попросить выдать письменное уведомление о том, что они не могут взять еще одного воспитанника;
  • отсутствие постоянной регистрации. Ребенок должен жить на территории, закрепленной за дошкольным учреждением. Факт отсутствия постоянной регистрации – не повод для отказа в зачислении. Это подтверждает 67 статья закона №273.

Что делать?

Если ребенка не взяли в детский сад из-за того, что заведующая поликлиникой не оформляет (подписывает) медицинскую карту, нужно действовать следующим образом:

  1. написать и подать заявление с требованием устранить нарушение в течение дня;
  2. если заведующая отказывается, обратиться в прокуратуру.

В большинстве случаев проблемы возникают на уровне детских садов, а не медицинских учреждений. Если руководство отказывается принимать непривитого ребенка, нужно действовать по схеме, описанной выше.

Но в этом случае подавать заявление нужно не заведующей поликлиникой, а тому, кто стоит во главе дошкольного учреждения. Если подходящий детский сад переполнен, стоит обратиться в другое заведение. Перед этим нужно убедиться в том, что отказ обусловлен отсутствием свободных мест, а не прихотью руководства или желанием получить с родителей деньги.

Следует помнить о том, что некоторые дети могут попасть в детский сад без очереди. К ним относятся сироты, усыновленные, находящиеся под опекой и оставшиеся без родительского обеспечения.

Также право на быстрое зачисление в дошкольные учреждения имеют дети родителей, которые:

  • пострадали от катастрофы на АЭС в Чернобыле;
  • являются сиротами или остались без попечения с 18-23 года;
  • имеют многодетные семьи, воспитывают детей в одиночку;
  • работают в полиции, прокуратуре, Следственном комитете РФ, детских садах;
  • проходят службу в вооруженных силах;
  • являются инвалидами.

В некоторых регионах родителям, чьи дети так и не попали в детские сады, начисляется компенсация – денежное пособие. Размер выплаты определяется сотрудниками соцзащиты населения и специалистами департамента образования. Он зависит от возраста (есть 2 категории – от полутора до трех лет и от 3 до 7), бюджета региона и количества людей претендующих на получение компенсации.

В среднем размер выплаты варьируется от 1 до 6 тыс. руб. Если в региональном бюджете закончились деньги на реализацию программы, получить пособие не удастся.

Куда жаловаться?

Если руководство детского учреждения отказывается зачислить малыша в сад, нужно составить устную или письменную жалобу. На словах подобные вопросы решаются редко.

Жалобу можно подать через интернет

Поэтому первое, что нужно сделать – написать жалобу в отдел (управление, департамент) образования администрации конкретного населенного пункта. Если проблема не решается, стоит связаться с Уполномоченным по правам ребенка, Роспотребнадзором или Рособрнадзором, министерством образования субъекта.

Отсутствие ответа или намеки на взятку говорят о том, что нужно обращаться в вышестоящие инстанции – прокуратуру и суд. Однако, как показывает практика, до этого дело доходит редко.

В письменном обращении должны присутствовать следующие пункты:

  • получатель – название ведомства, на имя которого родители пишут жалобу;
  • заявитель – Ф. И. О. родителя либо законного представителя;
  • адрес, действующий номер телефона, электронная почта (если имеется);
  • название документа – жалоба;
  • требование;
  • приложение – доказательства (письменный отказ образовательного учреждения в зачислении ребенка, ответы различных инстанций и др.);
  • текущая дата, подпись с расшифровкой.

Если нет времени ездить по городу, можно подать жалобу через интернет. Все учреждения имеют официальные сайты. Чтобы оставить претензию, следует выбрать соответствующий раздел. Он может называться «Обращения граждан», «Интернет-приемная» и т. д. Заявления рассматриваются специалистами, после чего ответ поступает на электронную почту или указанный физический адрес.

Видео по теме

Что делать, если ребенка не берут в детский сад? Ответы в видео:

Добиться зачисления в детский сад иногда сложно, но возможно. Родители должны внимательно изучить законодательство, запомнить названия правовых документов, выдержками из которых они будут руководствоваться.

Если человек осведомлен в подобных вопросах, проблемы с зачислением решаются быстрее. В большинстве случаев родителям не приходится обращаться в прокуратуру и другие инстанции, т. к. заведующие идут навстречу и принимают ребенка в учреждение (естественно, при наличии свободных мест).

Читайте также:  Жалоба на действия администрации магазина
Ссылка на основную публикацию